Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Детские страхи

Дата: 9 декабря 2019 в 16:51
155 просмотров

Чувство страха – естественное состояние для человека, а для ребенка – тем более. Просто взрослые уже приобрели навыки взаимодействия со средой, а для ребенка пока весь мир - открытая книга, и действует он во многих ситуациях инстинктивно. Важно только уловить тонкую грань, когда естественная реакция на внешние раздражители перерастает в навязчивое состояние, требующее внимания и корректировки. Страх темноты и боли характерен для возраста 3-4 лет, в 6-7 появляются сложные, связанные со становлением личности страхи – страх смерти, потери близкого, одиночества, унижения.

Чувство страха – естественное состояние для человека, а для ребенка – тем более. Просто взрослые уже приобрели навыки взаимодействия со средой, а для ребенка пока весь мир - открытая книга, и действует он во многих ситуациях инстинктивно. Важно только уловить тонкую грань, когда естественная реакция на внешние раздражители перерастает в навязчивое состояние, требующее внимания и корректировки. Страх темноты и боли характерен для возраста 3-4 лет, в 6-7 появляются сложные, связанные со становлением личности страхи – страх смерти, потери близкого, одиночества, унижения.

Виды детских страхов:

Виды страхов – страх боли, наказания, темноты, одиночества, смерти, воды, огня, высоты, выдуманных персонажей (привидения, монстры и проч.) и многие другие.

Их все можно разделить на две большие группы.

Первая группа - страхи, которые имеют вполне реальную причину - например, если ребенок обжегся, он может бояться огня, если его наказывали, закрывая в комнате, он может бояться темноты или замкнутых пространств.

Вторая группа – страхи фантазийные, порожденные воображением ребенка. Детская фантазия преобразует в пугающие образы самые обыденные предметы и явления. Страхи этого типа особенно заметно проявляются у детей с наследственной предрасположенностью к повышенной эмоциональности и нервности.

Как можно понять, что ребенок боится?

 Если у Вашего ребенка:

– беспокойный сон, сопровождающийся кошмарами;

– боязнь темноты;

– трудности при засыпании;

– заниженная самооценка.

Чтобы избежать закрепления и возникновения страхов не следует:

 – позволять ребенку ложиться спать обиженным или в плохом настроении. Перед сном он должен быть радостным и спокойным;

– позволять ему кушать перед сном;

– пугать малыша (придет: Баба Яга, милиционер, чужой дядя и утащит, съест);

– перегружать детскую фантазию: приобретайте игрушки соответствующие возрасту, запретите смотреть агрессивные мультфильмы, читать книги.

Как бороться с детскими страхами?

1. Не «переламывать» ребенка, не вышибать клин клином. Если ребенок боится темноты – не наказывайте его выключенным светом, если боится пустой комнаты – не наказывайте, запирая в пустой комнате. Кроме неврозов и появления новых страхов, эти традиционные у нас методы ни к чему не приведут. К тому же, попытки отучить человека от таких совершенно естественных видов страха, как страх боли, врачей, высоты, глубины совершенно бесполезны, ибо корни этих страхов в инстинкте самосохранения. Естественные страхи обычно проходят сами собой с годами, когда человек начинает лучше контролировать реальность вокруг и приобретает опыт.

2. Не стоит также придумывать для тревожного, боящегося ребенка всяких «волшебных страшилищ», которые «придут и утащат». Лучше, напротив, придумать «волшебного помощника», который будет поддерживать ребенка в трудной ситуации, помогать ему бороться со страхом (конечно, для старших дошкольников такой метод уже будет малоэффективен).

3. Не нужно зацикливаться на страхе, постоянно о нем говорить, упрекать ребенка в малодушии или напротив излишне жалеть. Это только способствует закреплению страха, он приобретает некую «сакральную» окраску для ребенка.

4. Не нужно относиться пренебрежительно, если ребенок жалуется, что он чего-то боится. Редкий ребенок будет признаваться в своей «слабости» без веской на то причины. И даже если причина страха кажется совсем нелепой, стоит выслушать малыша и постараться скорректировать негативное воздействие.

5. В моменты, когда ребенок чего-то боится, имеет смысл как-либо отвлекать его, стараться переключать внимание на приятные для него вещи.

6. Необходимо понять, что чувство страха для ребенка – состояние более чем естественное. Ни в коем случае нельзя ругать его за трусость или «глупые выдумки». Ребенок обычно и сам не понимает, отчего он боится темной комнаты или какого-нибудь мультипликационного чудища. Фраза «ничего страшного в этом нет» нисколько не убедит ребенка - для вас может и нет, а для него - ещё как есть. Причины страха нереальны, но сам страх реален. И иногда, как это не парадоксально звучит, именно признание реальности страха помогает в борьбе с ним. Ведь зачастую ребенку нужно лишь понимание. Фраза «я понимаю, что тебе страшно» или «я знаю, почему тебе страшно». Таким образом вы узакониваете переживания ребенка, страх перестает быть чем-то запретным и постыдным. И ребенок, чувствуя себя нормальным (а это очень важная категории, особенно для дошкольников – «нормальность»),  с течением времени может самостоятельно справиться со страхами.

Как помочь ребенку не бояться:

 – превращайте злых персонажей в добрых. Сами придумывайте сказки – как Кощей стал добрым, паучок или волк вывел девочку из леса …;

– повышайте его самооценку;

– «разберитесь» со своими страхами, дабы не «заразить» ими малыша (боязнь насекомых, собак, самолета, транспорта, страх смерти);

– выясните причину страхов;

– ребятишки очень любят фантазировать, пусть ребенок сочиняет сказки, где он смелый и сильный герой, или рисует свои страхи;

– если ребенок боится замкнутого пространства или темноты откройте дверь, зажгите лампу, положите в кровать самую любимую игрушку или дайте ему игрушечное оружие;

– учитесь преодолевать страх посредством рисования, игр, проигрывания ситуаций. Поиграйте в доктора, если малыш боится больницы; в разведчиков, если боится темноты;

– поощряйте развитие самостоятельности. Ребенок должен чувствовать, что он многое знает и умеет;

– не стыдите ребенка за страхи. Их устранение требует поддержки и терпения. Не наказывайте его за страхи и не ругайте.

 

Будьте терпимы и не забывайте, что Вы можете помочь малышу перестать бояться.

 

Педагог-психолог Смольская А.В.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.