Развитие памяти и внимания у детей старшего дошкольного возраста
Развитие памяти и внимания у детей старшего дошкольного возраста
От того, насколько хорошо развиты познавательные психические процессы (память, зрительная и слуховая, мышление, внимание и творческое воображение), будет во многом зависеть успешность интеллектуальной готовности к школе.
Как формировать интеллектуальную готовность |
Игра, упражнение
Описание
Упражнение на развитие зрительно-моторной и зрительной памяти
Необходимо организовать работу ребенка по образцу, которую следует осуществлять по следующим этапам: сначала ребенок работает с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца постепенно сокращается по 15-20 секунд, в зависимости от сложности предлагаемой работы, но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запечатлеть образец.
Упражнение на развитие зрительно-моторной и зрительной памяти
Детям дается на определенное время какая-либо сюжетная картинка, содержание которой они должны детально изучить и потом воспроизвести по памяти. Затем показывается похожая картинка, в которой не достает каких-либо деталей или напротив, появляются лишние изображения. Эти отличия и нужно найти.
Упражнение на развитие вербально-моторной памяти
Можно использовать упражнения, приведенные выше для зрительно-моторной памяти, с применением вместо наглядного образца словесного описания или инструкции предлагаемой деятельности.
Упражнение для развития логической памяти
Вы читаете ребенку набор слов (10-15), которые можно разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и т.д.), а затем попросить назвать слова, которые он запомнил. Усложняя задание, можно предложить детям для запоминания какой-либо рассказ с четко выделенными смысловыми блоками.
«Рисуем вместе»
Очень интересна игра для всей семьи. Необходимо взять лист бумаги и рисовать на нем по очереди, но так чтобы остальные не видели, что каждый из вас рисует. Затем рисунок показывается и надо назвать, что изменилось.
«Продолжи предложение»
Первый играющий говорит предложение такое, чтобы его можно было дополнять словами перечислениями. НАПРИМЕР: «Я увидела лису». Следующий должен повторить это предложение и добавить к нему еще одно слово. «Я увидела лису, медведя». Третий, повторяя предложение, добавляет еще одно слово. «Я увидела лису, медведя, волка». И так далее. Игра проводится по кругу и продолжается до тех пор, пока игроки не начнут ошибаться. Кто не смог повторить, тот выходит из игры, пока не останется один победитель.
«Чудесный мешочек»
Играющий должен ощупать предмет, лежащий в мешке, не глядя на него, и описать предмет, не называя, а остальные - отгадать, что это за предмет.
«Сложи картинку»
Ребенку даётся одна целая картинка, а другая - разрезанная на несколько частей (в зависимости от навыка ребенка). Необходимо по образцу собрать разрезанную картинку. Для этой игры можно использовать любые картинки находящиеся у вас дома: открытка, картинки из журналов. Если ребенок имеет навык в складывании картинок, то образец можно не давать. Картинки можно разрезать не только по вертикали и горизонтали, но также по диагонали, и хаотично. Но следует помнить, что усложнение дается постепенно. Если ребенок научился собирать картинку из двух частей, разрежьте её на три, затем на четыре, шесть частей и так далее.
«Подбери и сравни»
Вырежьте из бумаги геометрические фигуры разного размера, или полоски разной ширины и длины. Можно нарисовать геометрические фигуры на карточке. Предлагается от трех до шести карточек или вырезанных фигур, с разной величиной, которые он должен разложить в порядке возрастания или убывания. Ребенок учится сравнивать предметы по длине, ширине и величине.
«Белый лист»
Возьмите два листа бумаги. Нарисуйте на них одинаковые геометрические фигуры. С одного листа вырежьте фигуры, а на втором - закрасьте их карандашом Ребенку необходимо закрыть белыми фигурами цветные, нарисованные на листе бумаги, так, чтобы получился белый лист.
«Незаконченные рисунки»
Нарисуйте на листе бумаге предметы, так, чтобы рисунок был не закончен, и предложите ребенку закончить его.
«Волшебный карандаш»
Нарисуйте несколько одинаковых геометрических фигур и предложите ребенку их расколдовать с помощью карандаша, чтобы из них получились разные предметы. НАПРИМЕР: Расколдовывая кружочки их можно превратить в яблоко, солнышко, цветочек, чайник, зайчонка и так далее, квадраты – в телевизор, шкаф, флажок, домик.
«Лабиринт»
На одной стороне листа (слева) вы рисуете какие-нибудь символы или приклеиваете картинки, потом то же делаете с правой стороной листа, затем соединяете их всевозможными кривыми линиями, а ребенок должен провести по кривой пальчиком или разноцветными карандашами, чтобы найти нужную дорожку.
Упражнения для развития наглядно-образного мышления
Работа с конструктором, ноуженепонаглядному образцу,апословеснойинструкции,атакжепособственномузамыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объектконструирования,азатем самостоятельно его реализовать;
использование игры «Четвертый лишний»;
придумывание недостающих частей рассказа;
включение детей в разнообразные сюжетно-ролевые и режиссерские игры, в которых ребенок сам придумывает сюжет и самостоятельно воплощает его;
использование упражнений со счетными палочками.
Педагог-психолог
Смольская А.В.