Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

РОЛЬ ИГРУШКИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Дата: 25 октября 2016 в 11:06
250 просмотров

РОЛЬ ИГРУШКИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА.

Игрушка — предмет, служащий для забавы и развлечения, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка. Чтобы развитие ребенка было своевременным и всесторонним, игрушки следует тщательно отбирать. Человечество веками отрабатывало игрушки, которые наилучшим образом соответствовали бы возможностям ребенка определенного возраста и связанного с ним физического и психического развития.

Назначение игрушек можно проанализировать в соответствии с ведущими деятельностями, которые определяют особенности психического развития ребенка. В младенчестве это общение и манипулирование, в раннем возрасте — предметная деятельность, в младшем школьном — учебная деятельность. Обратимся к последовательному анализу игрушек, которые соответствуют перечисленным видам детской деятельности.

В младенческом возрасте современный ребенок получает игрушки, которые способствуют развитию ориентировочного поведения.

В период от двух-трех месяцев и до года ребенок благодаря взрослому учится манипулированию, которое становится ведущей деятельностью. С самого начала мама или другие члены семьи обращаются с младенцем так, как будто тот может включиться в игру, в общение по поводу игрушки. Взрослый втягивает ребенка в общение посредством игрушки, которой он манипулирует в поле зрения ребенка, или, напротив, слева или справа от его взора. Ребенок реагирует на звук, поворачивает на него головку и находит взором игрушку.

В раннем детстве, когда ведущей становится предметная деятельность, ребенку подбирают новые игрушки. Из числа действий, которыми в этот период овладевает ребенок, особенно значимыми для его психического развития оказываются соотносящие и орудийные действия. Соотносящими являются действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов (или их частей) в определенные пространственные отношения; например, складывание всевозможных пирамидок из колец, матрешек, использование сборно-разборных игрушек, закрывание коробок крышками, постройка «домов» из кубиков.

Орудийные действия ребенка раннего возраста весьма несовершенны. Но важно не то, насколько отработаны соответствующие движения, а то, что ребенок усваивает сам принцип употребления орудий, являющийся одним из основных принципов деятельности человека.

Ребенок раннего возраста любит собирать и хранить так называемые природные материалы: шишки, семена, палочки, камешки и многое другое. Использование природных материалов для замещения тех или иных предметов развивает воображение ребенка и подготавливает развитие знаковой, собственно человеческой функции сознания.

Особое место среди игрушек занимают куклы и изображения животных — мишки, зайцы, обезьяны, кошки и др. В раннем возрасте ребенок выполняет те действия, которые ему показывает взрослый: качает куклу, возит ее в коляске, кладет в кроватку. Это прежде всего подражательные действия. Такая форма игры в развитом виде будет не только в дошкольном, но еще и позднее — в младшем и даже в среднем школьном возрасте.

Но и теперь, в раннем детстве взрослый предлагает ребенку куклу или игрушечную зверюшку как объект для эмоционального общения. Ребенка учат покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех ее перипетиях, которые создают взрослые во время игры с ребенком. Играя с куклой или игрушечной зверюшкой, ребенок учится эмоциональному отождествлению. В последующие годы эта игрушка может стать настоящим доверительным другом ребенка. Поэтому для того, чтобы ребенок полюбил ее, она должна быть эстетически приемлемой.

В дошкольном возрасте ребенка по-прежнему интересуют игрушки, с которыми можно производить соотносящие предметные действия, а также природные материалы как игровые предметы.

Особую роль для дошкольника играют кукла или мягкие игрушки; он оказывают влияние на его эмоциональное и нравственное развитие. Ребенку сначала во всем помогает взрослый, у которого он учится наделять куклу определенными положительными качествами. Позже ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению, и она «ведет себя» исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину: она умна и послушна, ласкова и весела, строптива и упряма, она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка выступают в качестве заместителя идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой, игрушке возникает у каждого дошкольника — не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка — не только дочка или сынок. Кукла, как и мишка, обезьянка, собачка и др.,— объект для общения во всех проявлениях ребенка, партнер по общению в игре. У каждого нормально развивающегося ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой. За годы детства каждый ребенок по-своему привязывается к своей игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств.

Исследованиями было установлено, что фактура материала, из которого сделана кукла или зверюшка, играет значительную роль. Дети избирательно относятся к игрушкам, изображающим одно и то же животное, но с разной фактурой. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка на игру. Шершавые, холодящие материалы не всякий ребенок готов принять. С помощью правильно подобранной фактуры игрушки у ребенка легче вызвать к игрушечной зверюшке положительные эмоции: доброжелательность, сочувствие и со-радость.

Важное значение имеет также соотношение размеров головы и тела игрушки. Установлено, что определенная пропорция фигуры вызывает покровительственное отношение. Укороченный овал лица куклы или мордочки зверушки, пухлые щеки, маленький нос и большие глаза — такие признаки облика игрушки рождают у ребенка прилив нежных чувств.

Куклы — копии человека имеют разное предназначение в игре.

У традиционной, «прекрасной», куклы большие глаза, обрамленные длинными ресницами, короткий носик, маленький яркий рот. Обязательно роскошные (белые, золотые, рыжие, черные) волосы. Такая кукла обязательно получает имя (по ненавязчивой подсказке мамы) от своей хозяйки — маленькой девочки. «Прекрасная» кукла может быть принцессой, мамой, дочкой. «Прекрасной» куклой дети восхищаются и немного стесняются ее. В «прекрасную» куклу мальчики, как правило, не играют.

У характерной куклы (это кукла-мальчик или кукла-девочка) выражены определенные человеческие качества: наивность, глупость, озорство и т.д. Эта кукла несет в себе характерологическую заданность, от которой нередко зависит разыгрываемый с ней сюжет. Этих кукол любят все дети.

Куклы — герои народных и авторских сказок несут в себе заданность образа, стабильную нравственную характеристику, несмотря на меняющиеся сюжетные линии в игре: Иванушка-дурачок, Буратино и Чебурашка всегда хорошие, добрые, справедливые и честные, а Карабас, Колдунья, Баба Яга — плохие, злые, несправедливые и лживые. Ребенок приписывает положительной характерной кукле множество положительных черт, а отрицательным героям — негативных. Такие куклы как бы требуют от ребенка определенного способа взаимодействия с ними.

Благодаря тому, что куклы — герои сказок несут в себе эталонность нравственного облика, ребенок сосредоточивает на них весь свой моральный опыт. Игра с такими куклами становится своеобразной школой социальных отношений. То же можно сказать о кукольных зверюшках. Любимая игрушка учит ребенка доброте, способности отождествляться (идентифицироваться) как с куклой, так и с людьми.

В дошкольном возрасте ребенок обнаруживает интерес к играм-соревнованиям. Атрибуты таких игр также игрушки. Это мячи, круги, хула-хуп, прыгалки, кегли, луки и стрелы и многое другое. Чтобы начать состязаться со сверстниками, ребенок должен освоить эти предметы. Именно в дошкольном возрасте дети начинают целенаправленно тренироваться, осваивать атрибуты соревнований. Параллельно с этими тренировками дети учатся правилам той или иной игры. В пять-шесть лет ребенок уже знает, что такое соревнование. Прыгая через скакалку или кидая кегли, он притязает на признание в игре-соревновании. От его стремления к победе развиваются такие личностные качества, как сдержанность, рефлексия (способность осознать свои особенности, осознать, как эти особенности воспринимаются другими, и строить свое поведение с учетом возможных реакций других), воля к победе.

Одиночные игры детей чаще всего определяются полом ребенка. Мальчик стучит молотком, строит дома и гараж, водит машину и т.д. Девочка убирает в кукольном уголке, лечит больного мишку, уговаривает дочку быть умницей.

При выборе игрушек сказывается половая принадлежность детей. Мальчик скорее предпочтет пистолет, ножик, лук, легковую машинку, а девочка — куклу, посуду, мебель и др. Выбор ребенком игрушек хорошо диагностирует, как идет половая идентификация. Если мальчик выбирает куклу и мебель, то нужно посмотреть, в чем же дело. Если он подражает любимой старшей сестре, то следует заинтересовать его игрушками для мальчиков. Так же следует поступить и с девочкой, которая, любя старшего брата, освоила лук и стрелы и научилась кидать камушки получше иного мальчишки.

С какими игрушками играет ребенок? Что он предпочитает? Ответы на эти вопросы дадут основание судить о том, какие ведущие деятельности осваивает ребенок, как идет половая идентификация.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.