Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ
«Взаимосвязь учителя - дефектолога с семьёй»
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками в пункте коррекционно-педагогической помощи, является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей с нарушениями речи к школьному обучению.
Многолетний опыт работы показывает то, что успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе учителя- дефектолога и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Поэтому учитель-дефектолог систематически встречается с родителями, информирует их об успехах и трудностях в работе с их детьми.
С этой целью проводятся: родительские собрания, консультации, открытые коррекционные занятия; оформляются специальные стенды, папки передвижки для родителей, у которых в процессе работы возникли затруднения.
Учитель-дефектолог знакомит родителей с основными приёмами постановки звуков, рассказывает и показывает, какие упражнения надо делать дома, объясняет, как выполнять рекомендации, отмеченные в тетради ребёнка.
Рекомендуемые упражнения ребёнок выполняет под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться и придерживаться знакомых единых требований.
Выполнение дома определённых видов работы по рекомендации учителя дисциплинирует ребёнка с нарушениями речи и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий. Задания строятся на материале лексической темы, изучаемой всю предшествующую неделю на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, проводимых учителем – дефектологом.
Задания состоят из основных разделов:
• артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков.
• задания на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко - слогового анализа и синтеза.
• лексико-грамматические задания (направленные на обогащение пассивного и активного словаря, упражнения на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов).
• задания по развитию связной речи (построение простых и сложных распространённых предложений, рассказы-описания по плану и схеме, по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов).
• развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму (обведение по контуру, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу, работа с трафаретами и шаблонами, вырезывание и вклеивание картинок, рисунки, аппликации, графические диктанты, печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов).
• закрепление поставленного звука в слогах, словах, предложениях, текстах.
Следовательно, родителям детей, имеющих нарушение речи, необходимо создать в семье благоприятные условия для проведения целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей и коррекции его недостатков, так же для всесторонней подготовки к обучению в школе.
Итак, только совместная деятельность родителей и учителя- дефектолога приносит наиболее эффективный результат в коррекционной работе. Не забывайте выполнять все рекомендации учителя-дефектолога!