Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Педагогический проект «Внедрение методики развития социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности».

Дата: 9 сентября 2017 в 21:18, Обновлено 19 марта 2018 в 21:14
698 просмотров

В новом учебном году группа будет работать по данному проекту. Будет реализовываться "Игровая гостиная". Каждый месяц педагогом-психологом и воспитателем группы при участии родителей, детей и специалистов дошкольного учреждения будут проходить тематические мероприятия. Все консультации и мероприятия в рамках проекта будут отображены здесь.

Консультация для родителей месяц октябрь

«КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ ИГРУШКУ ДЛЯ РЕБЕНКА»

Всем известно, что игрушка - это главное в жизни ребенка. Ведь игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей. Ребенок играет везде, где бы он ни находился.

Сейчас в современном мире для детей большой выбор игрушек. Родители не всегда знают, что нужно ребенку, какую игрушку выбрать, какую купить игру. Хотелось бы посоветовать, какие следует покупать игрушки, игры, развивающие пособия в зависимости от возрастных особенностей детей.

Необходимые игрушки в данном возрасте:

Ребятам старше 5 лет рекомендуется покупать развивающие игры, которые смогут подготовить ребенка к школе. Отличным вариантом будут книги, развивающие кубики, для девочек – кукольные наборы с одеждой, для мальчиков – машинки на радиоуправлении. 

Среди игрушек, которые помогают развивать детскую фантазию, логику и мышление можно выделить следующие:

интерактивные (разнообразные игрушки, которые «издают звуки», играют мелодию, «разговаривают», двигаются, писают и плачут - учат ребенка звукам и позволяют развивать речь и слух);

сортеры (геометрические фигурки с отверстиями или без, помогают детям изучать цвета и числа, развивать логику);

пазлы (пазлы развивают воображение, логику и мелкую моторику);

кубики (с помощью кубиков ребенок учится строить дома, здания, башни, также кубики помогают учить буквы и числа, развивать моторику);

конструкторы (развивают моторику, фантазию, детское воображение);

настольные динамические игры (настольный футбол/хоккей, ролевые игры, наборы типа «доктор», «кухня», «кукольный дом» помогают ребенку познавать окружающий его мир, развивают изображение);

для развития навыков гигиены и ухода за собой (расчески, зубная щетка, полотенце, столовые приборы, пуговицы, застежки – обязательно в двух экземплярах, для ребенка и его любимой куклы).

На чем основывается выбор игрушек для старших дошкольников:

 В этом возрасте можно предложить ребенку выбрать игрушку в магазине самому, но это только в том случае, если вы будете уверены, что не будет слез и истерик. Заранее расспросите ребенка, чтобы он хотел, о чем мечтает. Договоритесь с ним, что вы идете покупать только лодку на пульте управления, и больше ничего. Разнообразие на полках может застать ребенка врасплох, и ему захочется купить то, на что вы не рассчитывали, а ваш отказ вызовет бурю протеста.

Дети этой возрастной категории очень активны в любых сферах деятельности. Но стоит присмотреться к своему ребенку, и вы заметите, что что-то он предпочитает больше. Кто-то увлеченно рисует, кто-то занимается конструированием, кого-то интересуют развивающие игры. Поддерживайте стремления ребенка, но и не забывайте об остальных путях развития. Переключайте внимание на другие игры и увлечения.

Девочки старшего дошкольного возраста с интересом играют в милых мультяшных пони, красавиц Барби и Винкс, предпочитают альбомы с моделями одежды для кукол, не равнодушны к детским украшениям. Их можно приобщить к вышиванию, к плетению бисером, Но все это под присмотром взрослых!

Для мальчиков можно приобрести сложные модели машин, самолетов, катеров, поездов на пультах управления, различные конструкторы-схемы, наборы для выжигания.

Детей в этом возрасте можно увлечь коллекционированием. Можно собирать серию каких-нибудь киндер сюрпризов, модельки машин, завести альбом с наклейками.

Отдельно хочется сказать о мягких игрушках. К ним неравнодушны не только дети, но и взрослые. Сколько умиления, когда смотришь на миленьких кошечек, медвежат, зайчат…Конечно такие игрушки стоит покупать малышу, но не забывайте их почаще простирывать и обрабатывать, чтобы избежать аллергии у ребенка. Такие игрушки приятно гладить, сжимать, обнимать – поэтому они нужны детям. Но не следует заваливать этими милыми созданиями весь дом, приобретайте их с умом.

Семи годами детство не кончается. Ребенок идет в школу, но он не перестает играть. У некоторых детей уже складываются определенные увлечения, и они с удовольствием занимаются им. Кому-то трудно выбором. И в этом вы должны помочь ребенку, уважаемые родители. Ведь недаром говорят: «Как ребенок играет, так он и будет вести себя во взрослой жизни».

Некоторые советы родителям:

Покупая детям игрушки, помните, что их не должно быть много. Целый скоп игрушек будет притуплять интерес ребенка, а также не позволит его мышлению активно развиваться. Когда у ребенка в распоряжении ограниченный выбор игрушек, он начинает подключать фантазию и придумывать новые игры со «старыми персонажами», разыгрывать сценки, переодевать игрушки.

Игрушка должна благотворно влиять на психику малыша – не покупайте устрашающих игрушек, «злых» героев мультфильмов. Игрушки должны приносить эстетическое удовольствие, радовать и «согревать» ребенка.

Обязательно выделите специальное место для детских игрушек, желательно в детской комнате. Малыш будет учиться складывать  игрушки в одно место, переставлять их местами, тем самым учась организованности. Кроме того, с набором «Доктор», например, у вас дома будет собственный медпункт, «пациентами» которого будут мама и папа, а заботливым лечащим доктором – любящий малыш. «Кукольный дом» для девочек – особое место, где живут, дружат, ходят в школу и влюбляются куколки. Подобные наборы являются зачатками развития юной хозяйки семейного очага и приучают девочку к домашним обязанностям. 

Если ребенку надоела та или иная игрушка, спрячьте ее на некоторое время, а потом сделайте ребенку сюрприз, напомнив о потерявшемся друге, придумайте новую игру или роль для игрушки. Таким образом, вы научите ребенка не бросать «старых друзей» и поможете его воображению развиваться. 

Также обратите внимание, что возрастные рекомендации не всегда могут соответствовать уровню развития ребенка. Все детки развиваются по-разному и соответственно, будучи одного возраста, могут иметь совершенно разные интересы в играх. Следите за своим ребенком, прислушивайтесь и присматривайтесь к тому, что ему нравится, чем он интересуется, от чего у него «загораются глаза». Растите, играйте, развивайтесь и радуйтесь жизни вместе со своим малышом!

Педагог-психолог А.В. Смольская

Тематика сюжетно-ролевых игр в старшей группе

Сюжетно-ролевые игры на бытовые темы

Участвуя в играх с бытовыми сюжетами, дети осваивают систему взаимоотношений в семье, учатся выполнять свои домашние обязанности, овладевают навыками самообслуживания.

Идем на прогулку

Цель: учить детей, собираясь на прогулку одеваться по погоде, подбирать удобную одежду и необходимые аксессуары; развивать словарный запас (названия предметов одежды); воспитывать бережное отношение к окружающей среде, формировать навыки эстетического созерцания.

Дети делятся на группы, каждая из которых должна одеть одну куклу. Сначала им нужно правильно выбрать и назвать предметы одежды (в наборе должна быть представлена одежда для всех времен года). Желательно, чтобы дети объясняли свой выбор.

После того, как вся одежда собрана, нужно обсудить порядок одевания кукол и перейти к его выполнению. Особенное внимание следует уделить застегиванию одежды и завязыванию шнурков или ленточек.

Когда все группы справились с заданием — дети сами одеваются и идут на прогулку вместе с куклами. Вернувшись назад, они должны раздеть кукол, комментируя свои действия.

Дочки-матери

Цель: побуждать детей воспроизводить семейные отношения и творчески их интерпретировать; знакомить с широким спектром домашних обязанностей; раскрывать нравственный смысл поступков взрослых; воспитывать чувство взаимопонимания, заботы о ближних.

К участию в игре привлекаются и мальчики, и девочки. Обычно они выполняют роли родителей или бабушек, дедушек и других взрослых родственников. Роль детей отводится куклам.

Сначала все вместе должны воссоздать домашнюю обстановку: расставить мебель, разложить вещи. Также детям нужно договориться, кто какие роли будет выполнять. Родитель может лишь наблюдать за этим процессом и помогать решить конфликтные ситуации. Лучше всего не пускать игру на самотек, а предлагать детям «прожить» конкретные ситуации:

  • «Собираем детей в садик»;
  • «Выходной день»;
  • «Большая уборка»;
  • «Ремонтируем табурет»;
  • «За обеденным столом» и т.д.

Ход игры должен предполагать не только общение между детьми, но и содержать элементы труда. Перед игрой можно прочитать детям рассказ на семейную бытовую тему, а потом обсудить его и предложить продемонстрировать правильную модель поведения в описанной ситуации через игру.

В гостях у Мойдодыра

Цель: формировать у детей гигиенические навыки, расширить их знания о приемах пользования предметами гигиены; приучать ежедневно выполнять гигиенические процедуры; воспитывать чистоплотность, желание беречь свое здоровье.

В начале игры родттель сообщает детям о том, что к ним домой принесли посылку от Мойдодыра. Если нужно, можно рассказать о том, кто это такой, показать мультфильм или прочитать одноименную книгу и рассмотреть ее иллюстрации.

Далее дети знакомятся с содержимым посылки, изучают назначение каждого предмета. 

Можно предложить ребятам разыграть сюжет утренних сборов в садик или вечернего туалета перед сном.

Встречаем гостей

Цель: научить детей готовиться к приему гостей, делать уборку, правильно сервировать стол; развивать навыки сотрудничества; прививать потребность постоянно поддерживать чистоту.

Родитель предупреждает детей, что к ним сегодня придут в гости ребята из другой группы. Поэтому нужно хорошо подготовиться к их приему.

Есть два варианта проведения игры:

  • дети делятся на группы, и каждая выполняет отдельное задание (убрать, накрыть стол, продумать, чем занять гостей);
  • дети действуют коллективно, и все задания выполняются поочередно.

После подготовки дети принимают гостей.

К этому типу игр еще относятся такие «У меня есть младший брат», «Маленькие питомцы», «Собираем урожай».

Сюжетно-ролевые игры на производственные темы

Магазин

Цель: познакомить с особенностями профессиональной деятельности работников магазина; развивать диалогическую речь; формировать навыки согласовывать свои действия с другими сверстниками; воспитывать аккуратность, общительность, вежливость.

На подготовительном этапе рекомендуется совершить экскурсию в магазин и понаблюдать за разгрузкой товара, расстановкой его на полках, продажей и покупкой. Можно предложить ребятам рассказать о том, как они с родителями совершают покупки в магазине. Если у кого-то родители работают в магазине, нужно расспросить об их профессиональных обязанностях.

Сама игра предполагает инсценировку таких сюжетов:

  • выбрать и купить нужный товар;
  • получить консультацию у менеджера;
  • правильно упаковать покупки;
  • вернуть некачественный товар.

Игру можно проводить несколько раз, предлагая детям посещать разные товарные отделы.

Больница

Цель: вызвать интерес к профессиям врача, медсестры; расширить знания детей об обязанностях медперсонала; развивать умения совершать опрос; воспитывать сопереживание, стремление заботиться о других, оказывать помощь.

Проведению игры может предшествовать посещение медицинского кабинета, слушание рассказов на соответствующую тему. Дети расскажут о своем опыте обращения к врачу.

Все участники игры распределяются по ролям и обсуждают их обязанности: доктор (проводить осмотр, выслушивает жалобы и назначает лечение), медсестра (оказывает первую помощь, проводит процедуры), пациенты (изображают симптомы болезни). Нужно не забывать об использовании спецодежды.

Можно разыгрывать такие сюжеты:

  • на осмотре у доктора;
  • заболело горло;
  • порезал палец;
  • идем на прививку и т.д.

В ходе игры следует обращать внимание детей на выражение сочувствия пациентам, проявление заботы о них.

Тематика подобных сюжетно-ролевых игр обширна. Детям очень нравятся игры «Школа», «Стройка», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Пиццерия», «Полиция», «Пожарники», «Космонавты» и т.д.

Сюжетно-ролевые игры на общественные темы

Сюжетно-ролевые игры в старшей группе включает сюжеты, в которых разыгрываются различные ситуации в общественных местах, компании друзей. Привлекая детей к играм этой группы можно сформировать у них навыки общественного поведения, коммуникации со своими сверстниками и взрослыми.

Зоопарк

Цель: учить правилам поведения в зоопарке; расширить знания о животных, их предпочтениях в пище и повадках; развивать словарный запас (названия животных); воспитывать любовь к животным.

Родитель объявляет детям, что они пойдут на экскурсию в зоопарк и выясняет, что они знают об этом месте. Далее ведущий знакомит ребят с порядком покупки билетов и предъявления их на входе. После объяснений такая ситуация разыгрывается детьми.

Основная часть игры — это знакомство с правилами поведения в зоопарке и беседы о животных, которых они там встретят. Особенно нужно обратить внимание детей на соблюдение техники безопасности при общении с хищниками.

День рожденья у Машеньки

Цель: познакомить детей с правила приема гостей; расширить знания о том, как нужно дарить и принимать подарки; учить сервировать праздничный стол; формировать коммуникативные навыки; воспитывать вежливость, внимательное отношение к товарищам.

Сюжет игры заключается в том, что Машенька собирается отмечать свой День рождения и приглашает всех ребят к себе в гости. Данную игру можно разделить на несколько частей:

  • собираемся в гости;
  • подбираем поздравления;
  • принимаем подарки;
  • угощаем гостей;
  • развлечения на Дне рождения.

В конце игры можно опросить детей, что им больше всего понравилось на празднике.

Улица

Цель: разучивать правила поведения на улице в качестве пешехода или водителя; учить распознавать знаки и сигналы светофора, реагировать на звуковые сигналы; развивать умения действовать по алгоритму, контролировать свое поведение; воспитывать чувство ответственности, толерантность.

Также можно предложить детям такие игры «Идем в кафе», «Мы спортсмены», «Библиотека», «Цирк».

Принимая участие в сюжетно-ролевых играх, дети расширяют свои знания об общественных отношениях, формируют навыки взаимодействия, учатся находить выходы в различных ситуациях. Благодаря такой игровой деятельности для ребят создается эффективная социальная обстановка, содействующая развитию личности каждого в соответствии с их индивидуальными особенностями и творческими склонностями.

Учебной программой дошкольного образования, утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2012 г. N 133 рекомендуются следующие произведения художественной литературы и фольклора для воспитанников стершей группы

Белорусские народные песенки и потешки. "Сонейка-сонца, выглянi ў аконца", "Сiўка-варонка", "Ходзiць коцiк па палях", "Ты, каза, каза, лубяныя вочы".

Русские народные песенки и потешки. "Ерши-малыши", "Где кисель - тут и сел", "Ты пирог съел?", "Тит, поди молотить", "Наш козел-стрекозел то-то умный был", "Заяц белый, куда бегал?", "Тень-тень, потетень", "Расти, коса".

Песенки и потешки народов мира. "Купите лук..." (шотл., пер. И.Токмаковой); "Который час?" (фр., пер. Н.Гарнет и С.Гиппиус); "Медведи на обеде" (пол., пер. Б.Заходера); "Мышка в мешке" (англ., пер. С.Маршака); "В гостях у королевы" (англ., пер. С.Маршака); "Слон и сверчок" (амер., пер. С.Маршака); "Джон и Джон" (амер., пер. А.Сергеева).

Белорусские народные сказки. "Пра быка i яго сяброў", "Жаронцы", "Лёгкi хлеб", "Не сiлай, а розумам", "Лiсiца-хiтрыца", "Як кот звяроў напалохаў", "Селянiн, мядзведзь i лiсiца", "Верабей i мыш", "Кот Максiм", "Гарошак".

Русские народные сказки. "Крылатый, мохнатый да масленый" (обр. О.Капицы); "У страха глаза велики", "Сивка-бурка", "Царевна-лягушка", "Морозко" (обр. М.Булатова); "По щучьему веленью", "Хаврошечка" (обр. А.Толстого).

Сказки народов мира. "Хроменькая уточка" (укр., пер. А.Нечаева); "У солнышка в гостях" (словацк., пер. и обр. С.Могилевской и Л.Зориной); "Кукушка" (ненецк., обр. К.Шаврова).

Легенды и сказания. "Возера Нарач", "Чараўнiца", "Паданне пра заснаванне Мiнска", "Паданне пра заснаванне Бярэсця", "Пра возера Свiцязь", "Пра зязюлю", "Бацька i сыны".

Былины. "Садко", "Русские богатыри" (обр. И.Карнауховой).

Литературные сказки русских писателей. А.Пушкин. "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной царевне Лебеди" (в сокращении); П.Ершов. "Конек-Горбунок"; В.Одоевский. "Мороз Иванович", "Город в табакерке"; В.Гаршин. "Лягушка-путешественница"; С.Аксаков. "Аленький цветочек"; П.Бажов. "Серебряное Копытце"; А.Погорельский. "Черная Курица, или Подземные жители" (в сокращении); Д.Мамин-Сибиряк. "Сказочка про Козявочку", "Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке"; С.Маршак. "Двенадцать месяцев"; В.Бианки. "Хвосты", "Чей нос лучше?", "Мышонок Пик" (отрывок), "Синичкин календарь"; М.Горький. "Случай с Евсейкой"; А.Толстой. "Золотой ключик, или Приключения Буратино" (отрывки); В.Катаев. "Дудочка и кувшинчик", "Цветик-семицветик"; В.Берестов. "Аист и соловей"; Э.Шим. "Слепой Дождик"; В.Сутеев. "Под грибом"; Э.Успенский. "Дядя Федор, пес и кот" (отрывок из сказочной повести), "Крокодил Гена и его друзья" (отрывок); Н.Заболоцкий. "Как мыши с котом воевали", "Сказка о кривом человечке"; К.Чуковский. "Доктор Айболит"; А.Волков. "Волшебник Изумрудного города" (отрывок).

Литературные сказки зарубежных писателей. Г-Х.Андерсен. "Дюймовочка" (пер. с дат. А.Ганзен), "Принцесса на горошине" (пер. с дат. А.Ганзен), "Стойкий оловянный солдатик" (пер. с дат. А.Ганзен), "Снежная королева" (пер. с дат. А.Ганзен); О.Уайльд. "Мальчик-звезда" (пер. с англ. Т.Озерской); Д.Биссет. "Про тигренка Бинки, у которого исчезли полоски" (пер. с англ. Н.Шерешевской); Р.Киплинг. "Рикки-Тикки-Тави" (пер. с англ. К.Чуковского); Братья Гримм. "Госпожа Метелица" (пер. с нем. А.Введенского), "Бременские музыканты" (пер. с нем. А.Введенского); Ш.Перро. "Золушка" (пер. с фр. Т.Габбе), "Фея" (пер. с фр. Т.Габбе), "Чараўнiца" (пер. З.Коласа), "Кот в сапогах" (пер. с фр. Т.Габбе); А.Милн. "Хвосты" (пер. с англ. С.Маршака), "Винни-Пух и все-все-все" (пер. с англ. Б.Заходера); В.Гауф. "Карлик Нос" (пер. с нем. М.Салье), "Маленький Мук" (пер. с нем. М.Салье); Дж.Родари. "Приключения Чиполлино" (пер. с итал. З.Потаповой), "Путешествие Голубой Стрелы" (пер. с итал. Ю.Ермаченко), "Почему? Отчего? Зачем?", "Мышка, которая ела кошек" (пер. с итал. И.Константинова).

Произведения белорусских поэтов. Э.Агняцвет. "Саўка за сталом", "Зямля з блакiтнымi вачамi", "Хто пачынае дзень?"; М.Багдановiч. "Зiмой"; Д.Бiчэль-Загнетава. "Белая Русь"; Р.Барадулiн. "Загадкi на градках", "Жарт"; А.Вольскi. "Дзецi", "Радзiма"; В.Вярба. "Пралеска"; В.Вiтка. "Жаўна", "Бусел", "Вавёрчына гора"; С.Грахоўскi. "Сонечная сцежка"; А.Грачанiкаў. "Развiтанне"; У.Дубоўка. "Як сiнячок да сонца лётаў"; Н.Игнатенко. "История про Варю и Дубовенка", "Сказка про Тимку и Кузьку"; В.Iпатава. "Як ён завецца?"; А.Мiнкiн. "Агнявiк"; I.Муравейка. "Акраец хлеба"; С.Новiк-Пяюн. "Ночка", "Пурга"; Я.Колас. "Першы гром", "Вясна" (урывак), "Ранiца вясною", "Канец лета", "На лузе", "Адлёт жураўлёў"; Я.Купала. "Хлопчык i лётчык", "Бай"; С.Шушкевiч. "Нашы сябры", "Пракалоў камарык ножку"; М.Хведаровiч. "Дарагое iмя"; М.Танк. "Жук i слiмак", "Хлеб"; П.Панчанка. "Месяцы года"; К.Цвiрка. "Коцiкi"; Н.Галiноўская. "Будзь уважлiвы, пешаход"; В.Жуковiч. "Незаменнае"; Я.Жабко. "Бабулiна крынiчка".

Произведения русских поэтов. А.Пушкин. "Зимнее утро" (отрывок), "За весной, красой природы..." (из поэмы "Цыганы"); Н.Некрасов. "Не ветер бушует над бором..." (из поэмы "Мороз Красный Нос"), "Зеленый шум" (отрывок), "Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали..." (из стихотворения "Крестьянские дети"); В.Жуковский. "Жаворонок"; А.Толстой. "Осень. Обсыпается весь наш бедный сад..." (отрывок), "Вот уж снег последний в поле тает..." (отрывок); А.Плещеев. "Сельская песня" (отрывок); А.Майков. "Ласточка примчалась..." (отрывок); И.Суриков. "Зима" (отрывок); А.Блок. "Зайчик", "На лугу", "Снег да снег" (в сокращении); С.Есенин. "Поет зима - аукает", "Береза", "Черемуха", "Нивы сжаты, рощи голы..." (отрывок); Ф.Тютчев. "Чародейкою Зимою", "Зима недаром злится"; С.Черный. "Перед сном"; В.Маяковский. "Эта книжечка моя про моря и про маяк"; С.Михалков. "А что у вас?", "Андрюшка", "Одна рифма"; А.Твардовский. "Лес осенью"; П.Барто. "Птичьи разговоры"; С.Маршак. "Стихи о весне" (из новогодней сказки "Двенадцать месяцев"), "Хороший день", "Вот какой рассеянный", "Веселое путешествие от "А" до "Я", "Круглый год", "Почта"; Г.Ладонщиков. "Улица поет"; В.Левин. "Обыкновенная история"; Г.Сапгир. "Небылицы в лицах"; Р.Сеф. "Вранье"; Б.Заходер. "Кавот и камут", "Загадочный шум"; З.Александрова. "Дозор", "Подснежник"; О.Высотская. "Мамин день"; И.Токмакова. "Плим".

Басни. И.Крылов. "Стрекоза и муравей", "Ворона и лисица".

Произведения зарубежных поэтов. Г.Виеру. "Мамин день" (пер. с молд. Я.Акима); Ю.Марцинкявичюс. "Кукла" (пер. с лит. И.Мазнина и Л.Мазинова); Ф.Грубин. "Горка" (пер. с чеш. М.Ландмана), "Слезы" (пер. с чеш. Е.Солоновича); Л.Кэрролл. "Бармаглот" (пер. с англ. Д.Орловской); Р.Босилек. "Маленький пилот" (пер. с болг. Е.Андреевой).

Произведения белорусских писателей. Цётка. "Журавель i чапля"; З.Бядуля. "Скарб"; В.Вiтка. "Страшная казка"; У.Галубок. "Гонар"; В.Хомчанка. "Бiлеты ў цырк"; А.Дудараў. "Сiнявочка"; А.Кобец-Фiлiмонава. "Дзiвосны лядзяш"; К.Калiна. "Зiмовы дуб", "Кампот", "Сакавiк i яго сёстры", "Красавiк", "Лiпень", "Жнiвень", "Верасень", "Кастрычнiк"; М.Гамолка. "Васiлёва бярозка"; У.Ягоўдзiк. "Бусел", "Вожык", "Заяц".

Произведения русских писателей. А.Чехов. "Каштанка" (отрывки); Л.Толстой. "Пожарные собаки", "Пажарныя сабакi" (пер. А.Сачанкi), "Лев и собачка", "Косточка", "Филипок"; К.Ушинский. "Утренние лучи", "Четыре желания", "Дети в роще"; Б.Житков. "Обвал", "На льдине"; А.Гайдар. "Чук и Гек" (в сокращении), "Совесть"; Н.Носов. "Живая шляпа", "Жывы капялюш" (пер. А.Сачанкi), "Огурцы", "Фантазеры", "На горке", "Ступеньки", "Карасик", "И я помогаю", "Шурик у дедушки", "Мишкина каша", "Огородники"; М.Пришвин. "Лисичкин хлеб", "Гаечки", "Золотой луг", "Лесной доктор", "Этажи леса", "Как поссорились кошка с собакой"; К.Паустовский. "Квакша", "Кот-ворюга", "Растрепанный воробей"; В.Бианки. "Как Муравьишка домой спешил", "Снежная книга", "Снегирушка-милушка"; В.Осеева. "Волшебное слово", "Чарадзейныя словы" (пер. С.Мiхальчука), "Почему?", "Печенье"; В.Драгунский. "Друг детства", "Он живой и светится", "Красный шарик в синем небе", "Шляпа гроссмейстера"; Р.Погодин. "Жаба"; Е.Пермяк. "Смородинка"; Л.Кассиль. "Про нашу пехоту" (из книги "Твои защитники"); М.Ильин. "Машины на нашей улице"; Э.Шим. "Жук на ниточке"; С.Баруздин. "Рави и Шаши"; Ю.Коваль. "Алый"; М.Зощенко. "Не надо врать" (цикл рассказов "Леля и Минька"); Н.Сладков. "Птенцы-хитрецы"; Г.Скребницкий. "В зимнюю стужу", "На лесной поляне"; Е.Чарушин. "Хитрая мама", "Страшный рассказ", "Птичье озеро", "Медвежата".

Произведения зарубежных писателей. Э.Сетон-Томпсон. "Чинк" (пер. с англ. К.Чуковского); А.Линдгрен. "Путешествие Эмиля из Леннеберги" (пер. со швед. Л.Лунгиной), "Малыш и Карлсон, который живет на крыше" (пер. со швед. Л.Лунгиной).

ВИДЫ ПОДВИЖНЫХ ИГР В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Без физического воспитания невозможно вырастить гармонично развитую личность. Ребенок с ослабленным здоровьем, с плохой физической формой будет тяжело переносить нагрузки в школе. Именно поэтому специалисты рекомендуют с раннего детства заниматься процедурами закаливания, больше гулять с малышом, поощрять желание крохи активно действовать: бегать, прыгать.

Подвижные игры для детей старшей группы – это возможность проявить себя, показать свои физические возможности.

Двигательная активность дошкольника особенно ярко проявляется в играх с элементами соревнований. Такие игры содержат обязательные правила, с соблюдением которых согласны все участники игрового процесса. Активная игра формирует быстроту реакции, ловкость, сноровку, а также волевые качества, например, стремление победить. Дошколята в игровом процессе получают знания о мире и о возможностях своего организма. У малышни развивается крупная моторика, координация движения, пространственное мышление.

Подвижная игра действует не только на мышцы тела, кроме физического воспитания, происходит нравственное, интеллектуальное, а также трудовое воспитание дошкольника. Положительные эмоции, которые получает ребенок в процессе игровой деятельности, влияют на работу всего организма: улучшается кровообращение, работа сердца, нормализуется дыхание. Формируется физически крепкий, здоровый человек, повышается работоспособность. Такое проведение досуга очень полезно стеснительным, робким крохам. Играя в большой команде, вместе бегая, прыгая, маленький человечек раскрепощается, находит себе друзей.

ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ ИГР.

Сюжетные, где у каждого малыша есть своя роль и все действуют согласно сюжету, правилам. Чаще всего разыгрывается военная тематика, например, казаки — разбойники.

Без сюжета. К таким относятся догонялки, «салки». Игровой процесс состоит в том, что одни дошколята догоняют других, которые, в свою очередь, не дают себя схватить. К играм, не имеющим сюжета, причисляют и игровую деятельность с использованием предметов. Например, попадание мячом в корзину, броски мячиков на дальность. 

Народные забавы, к которым относят прятки, жмурки.

Основанные на состязательности: соревнования, эстафеты.

Спортивные: футбол, хоккей, лыжи.

На прогулке. Подвижные игры на прогулке решают следующие задачи. Совершенствование двигательных навыков, изученных в раннем возрасте. Развитие физических качеств, таких как ловкость, сноровка, быстрота реакции, сила, выносливость, а также их совершенствование. Воспитание волевых, а также моральных качеств. К ним относятся: выдержка, терпение, умение планировать, желание добиваться поставленной цели, стремление к победе, поддержка товарищей по команде, доброжелательность к соперникам, умение принимать поражение. Воспитание самостоятельности, ответственности. Развитие коммуникативности, соблюдение правил взаимоотношений, принятых в социуме. Расширение и закрепление двигательного опыта. Чтобы подогреть интерес детей, подобные занятия начинают с тех игр, где достаточно средней подвижности. Во время прогулок часто используются народные игры, где слышны народные песни, присказки. Ребятня много двигается, получает положительный заряд энергии, учится ориентироваться в пространстве. Развивается память, крупная моторика.

ПРИМЕР ИГРЫ. «Гуси — лебеди». Развивается ловкость, сноровка, внимательность, быстрота реакции. Как проводить. Пастух и гуси располагаются напротив друг друга, с разных сторон игровой площадки. Сбоку от одной из сторон – логово волка. Место в центре – луг, где гуляют гуси. Перед игрой определяют, кто будет волком, а кто пастухом. Пастух зовет гусей: «Гуси, гуси!» Гусята отвечают вместе: «Га — га — га!» Пастух: «Есть хотите?» Гуси: «Да!  Да! Да!» Пастух: «Так летите все сюда!» Гусята: «Серый волк под горой! Не пускает нас домой!» Пастух: «Ой, летите как хотите, только крылья берегите!» Услышав эти слова, гусята бегут к пастуху, а волк их гусят. Играть можно неоднократно.

Игры с состязательным эффектом. Например, с мячом или другим предметом. Группа делится на две команды. Перед каждой в нескольких метрах ставится метка: коробка, игрушка или цветной лист картона. Правила. Командам выдается по мячу. Первый участник берет мяч и бежит на метку, где оставляет его и возвращается к своей команде. Второй участник эстафеты бежит и забирает мячик с метки, передает его следующему ребенку из своей команды. Можно на метке поставить несколько игрушек, тогда задача участников – принести по 1 игрушке при каждом забеге.

ПРИМЕРЫ ИГР. «Попасть в цель» Вариантов данного задания очень много. На улице можно использовать обруч или нарисовать круг на асфальте мелом. Цель – развитие глазомера, точности. Правила. Обруч положить на землю или подвесить невысоко на ветку дерева. У каждого малыша 3 попытки. Расстояние между обручем и дошколятами не больше 2 м. Задача – попасть мячиком в центр круга.

«Кидаем кольца» Развивается точность, а также глазомер. Правила. Малыши делятся на две команды. Перед каждой в землю втыкается палка. Необходимо накинуть цветные кольца на палку. У каждого игрока 3 колечка. Выигрывает команда, которая меньше ошибалась.

Полезно после проявленной активности организовать несколько малоподвижных игровых занятий, чтобы малыши успокоились, снялась повышенная возбудимость. Особенностью всех малоподвижных занятий является организация дошкольников: малышей строят в круг, в шеренгу, может быть использован бег врассыпную. Положительным моментом малоподвижных занятий и упражнений можно считать то, что принимать в них могут участие все дети, независимо от физической формы.

Соревнования, эстафеты могут быть сложны для малышей с проблемами здоровья. Стеснительные, пугливые ребята также не любят проявлять себя в маленьких группах: боятся не справиться. Приучение малышей к активности лучше всего начинать именно с малоподвижных игр. «Море волнуется» Взрослый произносит: «Море волнуется раз! Море волнуется два! Море волнуется три! Морская фигура – замри!», –  дошколята во время этих слов бегают по двору. При последних словах каждый непоседа должен изобразить любую фигуру и замереть. Развивается координация, пространственное мышление, работает воображение и фантазия.

«У кого мячик» Вырабатывает наблюдательность, внимание, ловкость, сноровку. Дети становятся вплотную, составляя круг. Руки спрятаны за спиной. Ведущий, которого выбрали с помощью считалочки, идет в центр и закрывает глаза. Кто-то из детей берет небольшой мячик и прячет за спиной. По сигналу ведущий открывает глаза, внимательно наблюдает за игроками, которые передают мячик от одного к другому за спиной. Если ведущий указывает на малыша и говорит «руки», тот должен сразу вытянуть руки вперед и показать ладошки. Когда ведущий угадал, у кого мячик, дошколята меняются местами.

Все подвижные игры летом на прогулке в старшей группе помогают дошколятам улучшать, совершенствовать физические возможности, учат командной игре. В игровом процессе вырабатывается ловкость, сила, сноровка, умение быстро бегать и внезапно поворачивать.

Тема «Осень». В подвижных играх осенью часто используются природные материалы. Одновременно дошколята, кроме развлечения, получают новые знания и укрепляют полученные ранее.

«Раз листочек, два листочка». Дошкольники повторяют счет до 10, изучают форму листиков у разных деревьев, развивают внимательность. Задание – собрать 10 листиков с одним похожим свойством. Например, 10 красных или желтых листочков. Можно предложить собрать листья клена, березы или рябины, упавшие на землю. Малыши могут собирать желуди, каштаны. Поднимая лист, ребенок считает вслух: «Раз листочек, два листочка и так далее».

«Круг или овал». Дошкольники получают задание собрать листики круглой или овальной формы. Закрепляется знание геометрических фигур, развивается внимательность.

«Листопад». С помощью считалочки из детей выбирается ведущий. Он держит в вытянутых вверх ручках несколько листочков. Задача малышей – достать из рук ведущего листик. Оставшиеся листочки ведущий отпускает – изображает листопад. Такой листопад можно устроить в дождливую погоду в помещении.

Зимние игры. Огромное количество зимних игр в нашей стране обусловлено ее климатическими особенностями – обильными снегопадами. Для маленьких непосед любимыми видами развлечений зимой являются стрельба снежками, катание с горок на санках, лыжах и коньках.

В старших группах детсада дошкольники учатся ходить на лыжах. В эти занятия добавляется соревновательный момент, когда дети бегут на скорость. Строительство снежной крепости и последующий ее штурм с помощью снежков может захватить внимание непосед не на один день. В таких занятиях закрепляется трудолюбие, старательность, быстрота реакции, скорость бега. Обучение бегу на лыжах, катанию на коньках способствует развитию координации, моторики, ловкости и сноровки. Спортивные элементы в зимних игровых занятиях привлекают внимание дошкольников к спорту. Учат ценить физическую красоту и здоровье. Кроме того, занятия зимой на свежем воздухе является хорошей закалкой для организма.

В помещении. Специалисты рекомендуют чаще устраивать подвижные занятия, особенно с физкультурными элементами на улице, на свежем воздухе. Но во время плохой погоды, когда на улице сильный мороз, идет дождь или сыро и грязно, такие занятия проводятся в игровых комнатах, спортивных залах. Спецификой является достаточно компактное помещение, заставленное мебелью, игрушками. Дошколята перед началом игры наводят порядок, освобождают место, чтобы бегать и прыгать. Наведение порядка приобщает маленьких непосед к трудовой деятельности. После занятий детвора должна обязательно все убрать, поставить на место. Расставить правильно стульчики, положить на место игровые элементы, убрать игрушки. Подвижные игры помогают выявить стремление у малышей к победе. Дети, в возрасте от 5 лет, уже хотят проявиться себя, выделиться из коллектива, показать свои способности. Для дошколят старшей группы в каждой игре уже важна цель. Непоседы хотят победить, почувствовать себя лидерами. Победа команды так же важна, как и победа одного игрока. Составляя одну команду, дети испытывают чувство товарищества, начинают ценить командную игру. У них возникают социальные связи, образуются устойчивые группы по интересам. Взрослый должен учитывать физические возможности каждого ребенка, наблюдать за поведением детей в игровом процессе, не допускать оскорблений или игнорирования физически слабых малышей. Для создания доверительных отношений, дружественной атмосферы, воспитатель может участвовать в состязаниях на правах обыкновенного игрока. Для помещений разработано много игр, в которых может участвовать небольшое количество играющих малышей.

ПРИМЕРЫ ИГР. «Займи угол». Принять участие могут от 4 до 5 человек. Развивается ловкость, быстрота реакции. Если занятие проводится под музыку, то одновременно воспитывается музыкальный слух, внимание, чувство ритма. Как провести. В комнате выделяется треугольная или квадратная площадка. Углы можно отметить цветными, яркими лентами или поставить стульчики. Под музыку воспитателя дошколята гуляют в центре. Музыка прекратилась – необходимо занять свободный угол. Правила можно видоизменить. Ребятня может сразу занять углы, а ведущий стоит в центре. Когда музыка остановилась, дети пытаются перебежать в другой угол. Ведущий стремится занять свободное место. Кто не успел – становится ведущим. Музыка может чередоваться, быть медленной, быстрой, приучает непосед прислушиваться к музыкальному сопровождению.

«Найди цвет». Учит внимательности, умению ориентироваться в пространстве, действовать по команде, а также ловкости и быстроте. В углах комнаты вешается большой флажок определенного цвета, например, синий, красный, зеленый или желтый. Дети получают в руки маленькие разноцветные флажки. Под музыку они гуляют по комнате. Взрослый прекращает играть, и предлагает всем собраться у желтого флага, подняв соответствующий флажок. Позже условия можно усложнить. Пока дошколята гуляют, кто-то из них переставляет флажки местами.

«День. Ночь». Учит действовать по команде, бегать врассыпную, не толкаясь, свободно ходить, не мешая друг другу. По центру помещения расставлены стульчики, на которых сидят дошколята. Взрослый наигрывает бодрую музыку, говорит: «Наступил день». Малышня встает со стульчиков и начинает гулять. «Наступает ночь», – предупреждает взрослый. Дети бегут домой, занимают стульчики.

«Найди пару». Учит внимательности, сообразительности, быстро реагировать, запоминать цвета. Используются предметы двух цветов, например, синего и красного. Малыши делятся на две команды. Каждый получает предмет одного цвета. Это могут быть ленты, кубики, флажки. Правила. Малыши выходят из шеренги и свободно передвигаются по комнате. После сигнала взрослого или ведущего, дошкольники ищут себе пару по цвету.  Правила можно усложнить, например, количество детей, предметов должно быть нечетным, тогда кто-то не найдет себе пару. Оставшийся один малыш может прочитать стихотворение или спеть песенку.

Правила дорожного движения. Одна из самых больших проблем в наше время – увеличивающееся количество маленьких детей, которые становятся жертвами дорожно-транспортных происшествий. Нередко причиной аварии на дороге является неправильное поведение ребенка. Подвижные игры по ПДД для дошкольников старшей группы более сложные по форме и содержанию. Упражнения по запоминанию правил ПДД необходимо проводить регулярно, а дошкольники должны понимать важность таких знаний. Подвижные игры сочетаются с дидактическим материалом.

ПРИМЕРЫ ИГР. «Светофор» Цель – закрепление знаний о светофоре, правилах поведения на дороге. Выбирают ведущего, который изображает светофор. На грудь и спину вешают вырезанный из бумаги красный, зеленый круг. В руки ведущий берет бумажный желтый круг. Остальные малыши играют роли пешеходов. На полу или на асфальте мелом изображаются пешеходные переходы, перекресток, где стоит светофор. Все пешеходы стоят с разных сторон перекрестка. Светофор поворачивается и показывает, кому можно переходить, а кому нельзя.

«Кто первый». Цель – развитие внимательности, закрепление знаний о цветах светофора. Ведущий с 3 флажками зеленого, красного и желтого цвета стоит перед шеренгой дошкольников в 10 — 15 метрах, затем отворачивается, поднимает зеленый сигнал – дети бегут к светофору. Поворачивается и поднимает красный сигнал – пешеходы должны остановиться. Кто не успел, тот выбывает из игры.

«Кто нарисует зебру». Побеждает команда, которая знает больше дорожных знаков и может рассказать, что они обозначают. Как играть. Организуется 2 команды. Каждой выдаются листы белой бумаги, будущего пешеходного перехода – зебры. Игрок каждой команды должен назвать дорожный знак и рассказать, что он означает. За правильный ответ перед командой расстилают белую полоску перехода. Команда, которая знает больше знаков, побеждает.

«Машины». С музыкальным сопровождением игровой процесс пройдет более интересно. Выбирается ведущий, его роль поочередно получат все дети. Ведущему даются зеленый и красный флажки. Остальные игроки получают автомобильные рули. По зеленому сигналу светофора ведущий поднимает вверх зеленый флажок – машины выехали на дорогу. Необходимо следить, чтобы они не сталкивались и не мешали проезду других машин. Ведущий показал красный флажок – машины остановились. Не успевшие остановиться машины отправляются в гараж.

Играйте в игры!

БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА

ВО ВРЕМЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР

При занятиях физическими упражнениями очень важно соблюдать меры безопасности. Задача каждого взрослого, занимающегося физическими упражнениями с детьми, не только развивать физическое здоровье детей, но и не допустить из-за недосмотра травм, ушибов, ухудшения общего состояния ребенка. Для этого существуют определенные правила по технике безопасности при занятии физическими упражнениями, которые каждый взрослый обязан строго соблюдать и требовать того же от занимающихся.

Форма одежды во всех случаях занятий должна соответствовать виду занятий:

– подвижные игры летом и в спортзале: кеды, полукеды, тренировочный костюм или маечка с трусами;

– подвижные игры зимой на открытом воздухе: кеды или полукеды на хлопчатобумажный и шерстяной носок, нижнее теплое белье, свитер с высоким «горлом», теплый спортивный костюм, шерстяная шапочка, перчатки;

– в спортивных видах форма одежды должна соответствовать назначению, и обязательно наличие защитных средств (щитки, маски, шлемы, нагрудники, наплечники, налокотники и т. д.).

Любое место для занятий с детьми физическими упражнениями должно быть вдали от автодорог или огорожено.

Площадка для игр на открытом воздухе должна быть не менее 8  12 метров. Лучшее покрытие – травяное. Можно заниматься на асфальтовом покрытии, оно дает возможность проводить занятия даже в дождливую погоду. Зимой площадку надо очищать от снега. В помещении использовать спортзал, рекреации и даже классные комнаты. В спортзале спортивные снаряды убирают или огораживают их гимнастическими матами.

Места занятий (спортзалы, рекреации, площадки и поля) всегда должны быть чисто убранными, не иметь ям, бугров, посторонних предметов.

Инвентарь подвижных и спортивных игр очень разнообразен, но в основном это мячи. Инвентарь должен быть исправен и проверяется каждый раз перед использованием. Запрещается пользоваться инвентарем с трещинами, сколами, пропускающими воздух (плавсредства), худыми покрышками мячей, нешлифованными ручками различных приспособлений, изготовленных из дерева. На инвентаре не должно быть торчащих гвоздей, болтов, острых краев и т. п.

Каждый занимающийся должен быть в чистой и опрятной спортивной форме.

Ногти на руках и ногах должны быть постоянно коротко пострижены.

Карманы должны быть совершенно пусты, можно оставить носовой платок.

Для каждой игры существуют свои правила, но есть общие правила для всех игр.

Во время игры с мячом нельзя его пинать, потому что другие дети могут в это время не заметить летящий на них мяч и получить удар по голове.

Во время подвижных игр запрещается толкать друг друга, а также специально падать, потому что другие участники игры могут упасть и удариться.

Прежде чем начать игру следует повторить с детьми правила поведения. Если кто-то из детей не хочет играть, то не нужно заставлять этого ребёнка.

Педагог-психолог Смольская А.В.

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дидактическая игра является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:

- активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей старшего дошкольного возраста;

- развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации;

- учит их действовать по правилам, развивает любознательность;

- закрепляет знания, умения.

Положительной стороной дидактической игры является занимательность условного мира игры, что делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка старшего дошкольного возраста. Другой положительной стороной дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс. Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет к его самостоятельным открытиям, решениям проблем.

Игра делиться на несколько стадий:

1 стадия

Характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы, с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре. Развивается общение, на основе которого формируются такие качества как товарищество, дружелюбие, взаимопомощь, соперничество.

2 стадия

Ребенок учится выполнять игровую задачу, правила, действия игры. Взрослый выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре

3 стадия

В этот период закладываются основы таких важных качеств как честность, целеустремленность, настойчивость, способность переживать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей.

Роль взрослого заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.

Для детей старшего дошкольного возраста предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов, которые не только расширяют и углубляют знания об окружающем мире, но и развивают познавательную активность, любознательность, формируя учебную мотивацию. В эти виды игр дети, усвоив правила и условия могут играть самостоятельно как на занятиях, так и вне занятий. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям природы, предметам окружающего мира, общественной жизни, людях разных профессий и национальностей, представлений о трудовой деятельности систематизируя и углубляя знания, приучая детей мыслить самостоятельно, использовать самостоятельные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа. Такие игры как “Назови одним словом”, “ Назови три предмета” требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию, главная задача словесных игр. Если ребенку достается роль, гида в играх “Путешествия”, то, он, охотно рассказывая и объясняя - развивает у себя монологическую речь.

В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Например, в игре “Угадай, что мы задумали”, необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами: “да” или “нет”. Активизируется речь при общении детей в играх, решении спорных вопросов, развивая способности аргументировать свои утверждения, доводы.

В игре у дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим им предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку. Например, в игре “ Кто построил этот дом?” дети узнают о том, что прежде чем построить дом, архитекторы-проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры и другие рабочие. Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается познавательный интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство, домов, железной дороги и других объектов.

Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, к изобразительной деятельности, т. е. будущему обучению в школе.

В играх проявляются черты характера каждого участника. Так, с помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр взрослый устраняет нежелательные проявления в характере детей и развивает необходимые компоненты для успешного обучения:

- интеллектуальный (развитие умственных способностей детей);

- мотивационный (желание узнавать новое);

- практический (применять полученные знания и умения в жизни).

Обобщая вышеизложенное можно сделать следующие выводы:

- игра – это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей старшего дошкольного возраста;

- в игре активизируются все психические процессы, она позволяет гармонично объединить эмоциональное и рациональное обучение дошкольников;

- игра способствует вовлечению каждого в активную работу;

- игра позволяет расширить границы жизни ребенка, который может представить себя по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было;

- в игре происходит внутреннее раскрепощение: когда исчезает робость и возникает ощущение “я тоже могу”;

- игра позволяет гармонизировать и демократизировать отношения между педагогом и ребенком;

- дидактическая игра является средством развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, формируя ее компоненты, необходимые для овладения учебной деятельностью (интеллектуальный, мотивационный и практический).

Педагог-психолог Смольская А.В.

МОДЕЛИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗА С ПОМОЩЬЮ РАЗННОБРАЗНЫХ СРЕДСТВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Целью музыкального развития воспитанников в старшем дошкольном возрасте согласно учебной программе дошкольного образования является формирование обобщенных способов музыкального мышления и деятельности в процессе творческого освоения музыки.

В данном возрасте необходимо развить познавательный интерес к звуковой действительности, потребность в художественном познании музыки; общие, специальные и творческие музыкальные способности детей, музыкальное мышление, память и воображение; способность к сопереживанию музыке; эмоциональную сферу на основе расширения диапазона эстетических переживаний; музыкально-сенсорную культуру (ориентировку в процессе размышления о музыке на три или четыре средства музыкальной выразительности); детский голос по высоте тона, силе звучания и воспроизведению темпа; слуховой самоконтроль; способность к восприятию музыкальных образов и их выразительной передаче в движениях, соответствующих характеру музыки; способность чувствовать эмоциональную выразительность ритма и передавать его в движении; потребность в самостоятельной игре на детских музыкальных инструментах.

Сформировать основы музыкальной культуры (музыкально-эстетические потребности, эмоционально-ценностное отношение к музыке и музыкальной деятельности, эстетические чувства и т.д.; культуру восприятия и исполнения (вокальную, пластическую, в процессе игры на детском музыкальном инструменте); музыкально-сенсорные представления детей в условиях экспериментирования; предпосылки музыкального вкуса в процессе накопления слуховых впечатлений, первоначальных сведений о музыке; способность самостоятельно оценивать произведения музыкального искусства; способы музыкального мышления и деятельности; субъектную позицию в условиях разных видов музыкальной деятельности; умение понимать, интерпретировать и выражать эмоциональное содержание музыки в адекватном художественном образе; речевые и вокально-хоровые умения и навыки (певческую установку, звукообразование, дыхание, дикцию, чистоту интонирования, ансамбль); потребность в общении посредством движений в плясках и танцах, хороводах, музыкальных сюжетных и бессюжетных (подвижных) играх под инструментальную музыку, играх под пение; пластический опыт, обогащая его элементами образно-пластического языка: мимическими и пантомимическими (позы, жесты, походка, шаг, бег, движения рук, головы, туловища и др.); координацию рук и согласованность движений в игре на детских музыкальных инструментах; элементарный опыт игры на детских музыкальных инструментах;

Воспитать культуру чувств; оценочное отношение к музыкальным произведениям; творческое отношение к разным видам музыкальной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте достигаются поставленные задачи через слушание, пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование.

Через слушание ребенок получит представление о разнообразии: жанров музыки (песня, танец, марш); средств музыкальной выразительности; разнообразных звуковых комплексах; связи музыкальных и речевых интонаций, близости средств их выражения в речи и музыке: темпе, тембре, высоте, динамике, паузах; разных видах эстетических переживаний; музыкальной терминологии (регистр, темп, мелодия, солист, аккомпанемент и др.).

Для развития навыков и умений в слушании необходимо уделить внимание слушанию музыкальных произведений народной, классической, современной музыки: И.Бах. "Менуэт", "Волынка"; Г.Вагнер. "Танец медвежонка"; В.Витлин. "Танец лягушек", "Цветок"; В.Гаврилин. "Танцующие куранты"; А.Глазунов. "Пиццикато"; М.Глинка. "Простодушие"; Е.Глебов. "Песня"; А.Гречанинов. "Мазурка"; Э.Григ. "Утро", "Танец эльфов", "В пещере горного короля", "Шествие гномов"; Д.Кабалевский. "Галоп", "Плакса", "Злюка", "Игрушечные солдатики"; Г.Левкодимов. "Вальс", "Детский марш", "Колыбельная песня", "Марш игрушечных солдатиков", "Полька"; "Лядкоўская кадрыля"; С.Майкапар. "Росинки", "Вальс", "Менуэт"; В.А.Моцарт. "Турецкий марш", "Менуэт"; А.Петров. "Игра с мячами"; С.Прокофьев. "Ходит вечер над лугами", симфоническая сказка "Петя и Волк"; Ш.Рамо. "Тамбурин"; С.Рахманинов. "Полька"; В.Ребиков. "На качелях"; Н.Римский-Корсаков. "Колыбельная", "Полет шмеля", "Три чуда", "Море"; В.Салманов. "Вечер"; К.Сен-Санс. "Карнавал животных": "Лебедь", "Кенгуру", "Аквариум"; Г.Свиридов. "Военный марш", "Упрямец"; Т.Смирнова. "Музыкальный сигнал"; М.Парцхаладзе. "Осенний дождик"; П.Чайковский. "Детский альбом": "Вальс", "Зимнее утро", "Сладкая греза", "Камаринская", "Баба-Яга"; цикл "Времена года": "Песня жаворонка", "Подснежник"; "Танец маленьких лебедей" из балета "Лебединое озеро", фрагменты из балета "Щелкунчик", "Спящая красавица" и т.д.; Р.Шуман. "Первая утрата", "Вечером"; Ф.Шуберт. "Вальс", "Музыкальный момент", "Ave Maria"; А.Хачатурян. "Вечерняя сказка"; Д.Шостакович. "Марш", "Вальс"; "Танцы кукол": "Вальс", "Лирический вальс", "Вальс-шутка", "Гавот", "Полька", "Романс" и др.

Так появиться умение моделировать музыкальный образ с помощью разнообразных средств художественной выразительности (звук, цвет, линия, форма, мимика, движения, слово); размышлять о музыке, ее характере, средствах музыкальной выразительности (регистре, темпе, динамике, мелодических интонациях и т.д.); сравнивать музыкальные произведения одного или разных жанров, контрастных и близких по эмоциональному содержанию.

Можно играть в:

  • музыкально-дидактические игры: "Бубенчики", "Ритмическое лото", "Цирковые собачки", "Маленькие лесенки", "Кто самый внимательный?", "Буратино", "Озорное эхо", "Игра с платочком", "Шаг и бег" и др.
  • Сюжетные музыкально-дидактические игры: "Узнай гостя", "Любимый герой", "Кто приехал в зоопарк?", "Смелый капитан", "Музыкальная дорожка" и др.
  • сюжетные музыкальные игры: "Мелодические шашки", "Дверь и пол", "Шуршалки", "Бумажная фантазия", "Шепчущие человечки", "Лесные шаги", "Дождик", "Часики", "Звезды", "Дятел", "Деревянные солдатики", "Лошадки", "Весенний праздник", "Звездный разговор", "Осенний листок", "Непонятица", "Музыкальная картина", "Придумай музыкальную историю", "Нарисуй музыку", "Гвоздики", "Любопытный котенок", "Ива", "Ожидание", "Игра про самих себя" и др.

Через пение у ребенка старшего дошкольного возраста формируются представления о возможностях своего голоса; слуховом самоконтроле.

Для формирования умений необходимо интонировать мелодию попевки и песни, точно передавая ритмический рисунок, четко и коротко произносить согласные в середине и конце слова в процессе пения (попевки: "Чэ-чэ-чэ, сарока"; "Как под горкой", рус. нар. мел.; "Курица", "Труба", "Бубенчики", "Наш дом", муз. Е.Тиличеевой и др.; песни: "Осенью", муз. И.Жванецкой, сл. М.Ладонщикова; "Кружева осенние", муз. и сл. Я.Жабко; "Выхавацелька", муз. С.Галкiнай, сл. Н.Галiноўскай; "Дзiцячы сад", муз. i сл. С.Галкiнай; "Дорогие бабушки и мамы", муз. А.Островского, сл. З.Петровой; "Самая лепшая", муз. А.Рэмiзоўскай, сл. У.Карызны; "Пришла весна", муз. О.Волох, сл. Л.Дымовой; "Скоро в школу", муз. Л.Захлевного, сл. В.Лученок; "Мы идем в первый класс", муз. М.Муратаева, сл. О.Высотской; "Не забудем детский сад", муз. Е.Туманян, сл. З.Петровой; "Дзедава кароўка", муз. Л.Захлеўнага, сл. Л.Пранчака; "Горошина", муз. В.Карасевой, сл. Н.Френкель; "По малину в сад пойдем", муз. А.Филиппенко; "Рыжая вавёрка", муз. А.Чыркуна, сл. А.Дзмiтрыева; "Весенняя", муз. О.Волох, сл. З.Петровой; "Званочак грае", муз. i сл. Я.Жабко и др.; передать разный характер в своем пении; моделировать образ песни в движениях.

Можно играть в:

  • Музыкально-дидактические игры: "Громко-тихо запоем", "Кулачки и ладошки", "Узнай песенку по двум звукам", "Веселые матрешки", "Музыкальная лесенка", "Нарисуй мелодию", "Колокольчики-бубенцы", "Ступеньки", "Прогулка", "Три медведя", "Три поросенка", "Какой колокольчик звучит?" и др.
  • Сюжетные дидактические игры: "Певец-попугай", "Узнай по песенке", "Подскажи голосок", "Найди золотой ключик", "Кто поет выразительней?", "Давайте познакомимся!", "Цуда-прыпеўкi" и др.
  • Сюжетные музыкальные игры: "Осень", "Цветы", "Повторяй за мной", "Говорим с солнышком", "Ап-чхи", "Вазы", "Ромашка" и др.

Через музыкально-ритмические движения ребенок старшего дошкольного возраста получит представления о разных видах музыкально-ритмических движений и способах их исполнения; слитности характера музыки и движений; зависимости выразительности игрового образа от характера музыки, средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз); названиях танцевальных шагов, танцев, хороводов; способах, приемах, средствах выразительности, необходимых для создания образа в танце, музыкальных играх.

Для формирования умений можно:

  • использовать упражнения: "Поскачем", муз. Т.Ломовой; "Маршируй и бегай", муз. П.Чайковского; "Бег, галоп, подскоки, прыжки" - "Экосез", муз. Л.Бетховена и Ф.Шуберта; "Сужение и расширение круга", муз. Ф.Шуберта; "Переменный шаг" - "Я на камушке сижу", рус. нар. мел.; "Побегаем", муз. К.Вебера; "Танцуйте, как я", муз. В.Золотарева; "Спортсмены и клоуны", муз. Д.Кабалевского; "Коршуны и птичка", муз. Е.Тиличеевой; "Мячики", муз. Л.Шитте и др.);
  • исполнять ранее усвоенные и новые элементы танцевальных движений: переменный шаг, шаг польки, боковой галоп, ковырялочка, присядка с выставлением поочередно ног на пятку и др. (танцы и пляски: "Полька", муз. Т.Ломовой; "Веселые дети", лит. нар. мел. в обр. Т.Ломовой; танец с бубнами "Неаполитанская песенка", муз. П.Чайковского; танец дружбы "Веселые тройки", муз. Н.Александровой; танец мальчиков "Чеботуха", рус. нар. мел. (обр. В.Золотарева); "Матрешки", муз. Ю.Слонова; танец парами "Шастак", бел. нар. мел. (апрац. Д.Камiнскага); "Трасуха", муз. А.Пыталева, сл. М.Чарняўскага; танец с куклами "Кукляндия", муз. П.Овсянникова, сл. М.Пляцковского; белорусская пляска "Весялуха" и др.);
  • водить хоровод ("Лянок", "Пасеялi дзеўкi лён", бел. нар. песнi (апрац. А.Рашчынскага); "Осенний хоровод", муз. и сл. С.Галкиной; "Карагод агароднiны", муз. А.Рэмiзоўскай, сл. Э.Агняцвет; "Навагоднi карагод", муз. I.Лучанка, сл. В.Лучанок; "Новогодний перепляс", "Музыканты заиграли", муз. А.Константиновой, сл. Я.Жабко; "Как на тоненький ледок", рус. нар. мел. и др.);
  • играть в музыкальные игры ("Жмурки со звоночками", муз. Т.Вилькорейской; "Каравай", муз. М.Красева; "Ежик и мыши", укр. нар. мел. в обр. М.Красева; "Зайцы и лиса", муз. А.Майкапара; "Ищи", рус. нар. мел. в обр. Т.Ломовой; бел. фольклорные игры: "Жабка", "Журавель", "Грушка" и др.);
  • перевоплощаться в художественный образ с помощью танцевальных движений ("Танец лягушки", муз. В.Витлина; "Вальс кошки", муз. В.Золотарева; "Котик и козлик", муз. Е.Тиличеевой и др.) и образно-пластических действий (сюжетные музыкальные игры: "Башмаки", "Балерины", "Клоуны", "Важный лев" и др.).
  • играть дидактические музыкальные игры: "Воротики", "Передай мяч", "Жмурки", "Змейка", "Музыкальные загадки" и др.
  • играть в сюжетные дидактические игры: "Король и принцесса", "Зязюлька", "Чья фигура лучше?", "Эх, яблочко", "Чей радист лучше?" и др.

Через элементарное музицирование ребенок старшего дошкольного возраста получит представления о: тембрах музыкальных инструментов симфонического оркестра (струнные: скрипка, виолончель; духовые: деревянные (флейта, гобой); медные (труба); ударные: литавры) и народного оркестра (струнные: цимбалы, балалайка; клавишно-язычковые: баян, гармонь; ударные: барабан, бубен, тарелки, треугольник), их выразительных возможностях; способах правильного звукоизвлечения звука и приемах игры на разных музыкальных инструментах.

Для формирования умений можно:

  • использовать упражнения и музыкальные произведения для игры в ритмическом оркестре (ансамбле): Е.Тиличеева. "Гармошка", "Труба", "Качели", "Эхо", "Птицы и птенчики", "Бубен или погремушка", "Марш" и др.; А.Жилинский. "Детская полька"; Г.Левкодимов. "Громкая и тихая музыка"; Р.Рустамов. "Звенящий треугольник" и др.
  • играть в музыкально-дидактические игры: "Два барабана", "Музыкальные инструменты", "Кто поет?", "Угадай инструмент", "Что звучит?" и др.
  • играть в сюжетные дидактические игры: "Передай привет", "Ритм-помощник", "Музыкальный магазинчик", "Найди гнездо!", "Музыкальная арка", "Музычнае спаборнiцтва" и др.
  • играть в сюжетные музыкальные игры: "Шепот", "Истории камней", "Свистящий чайник", "Звенящие ракушки", "Непоседливые блюдца", "Болтливая машинка", "Часы", "Важный телефон", "Разговор кастрюль", "Ложки", "Колокольчики", "Шумовой оркестрик" и др.

Педагог-психолог Смольская А.В.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.