Организация пеших походов и экскурсий
по утвержденным маршрутам
Не многим детям удаётся испытать прелесть большого путешествия: разве только мама с папой у них завзятые туристы и отправляются в поход с малышом в рюкзаке. Но предоставить детям возможность поиграть в путешествие можно. Тем более что продолжительная прогулка в соседнем лесу или парке, полная приключений и неожиданных находок, вполне воспринимается ими как самое настоящее событие. Тут и клад можно искать, и спасать сказочных персонажей, и добывать для себя волшебную силу или украшения для праздника и т.д.
Коллективные пешие прогулки-походы способствуют формированию детского коллектива, в котором все связаны одной целью, где ребёнок чувствует свою причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит. Прогулки воспитывают у детей важнейшие нравственные качества, учат налаживать взаимоотношения между членами группы, развивают в каждом ребёнке организованность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность.
Туристские прогулки, походы бывают разных видов:
* оздоровительные (закаливание, получение запаса бодрости и работоспособности, эмоционально-психологическое оздоровление);
* спортивно-тренировочные (физическая тренировка, обучение преодолению естественных препятствий, ориентированию на местности, тактике действий в экстремальных ситуациях);
* познавательные (изучение родного края, знакомство с его историческими и природными достопримечательностями);
* развлекательные (игры, соревнования, конкурсы знатоков природы, походных песен и т.п.);
* эстетические (художественно-творческая деятельность в природе: рисование, сочинительство и т.п., общение с друзьями).
Летние месяцы очень благоприятны для организации пешеходных прогулок, экскурсий, прогулок по маршруту (простейший туризм).
Главная цель прогулок – оздоровление ребёнка и обогащение новыми впечатлениями (наблюдения за природой, за работой взрослых в различные периоды лета).
Прогулки по маршруту и экскурсии проводятся 1-2 раза (в старших группах – до 3-х раз) в неделю. Продолжительность экскурсий или прогулка для детей старшего дошкольного возраста не должна превышать 30-40 минут в один конец. Длина пути старших детей составляет не более 1,5-2 км в один конец, для детей среднего возраста – не далее 1,5 км. Весь поход во времени равен продолжительности прогулки (по режиму). Через каждые 20-25 минут (в средней группе 10-15 минут) пути следует устраивать остановки для отдыха продолжительностью 4-10 минут (воспитатель проверяет одежду и обувь детей, их общее состояние, вспоминает, что видели по дороге). Место привала – теневое место с хорошим обзором, в холодную погоду – защищённое от ветра.
По улице, через дорогу дети идут парами, в парке, сквере, по поляне, лугу – группами по 4-5 человек (это не утомляет детей, даёт возможность наблюдать), в лесу – цепочкой друг за другом (в целях безопасности). С детьми идёт один взрослый на 10 дошкольников. На конечном пункте даётся привал на 20-30 минут. Во время отдыха проводятся наблюдения: дети собирают с воспитателями отдельные виды растений, насекомых и т.д., берут их с собой в детский сад для последующих наблюдений. Во время отдыха можно также провести беседу, дидактическую игру, прочитать книгу, разучить стихотворение.
Во время прогулки обеспечивается деятельность средней и малой подвижности (отдых после перехода), затем детям раздаются физкультурные пособия (мячи, скакалки, обручи и др.) для активной деятельности. Можно во время прогулки провести очередные физкультурные занятия.
Организационная деятельность детей включает также посильный систематический труд дошкольников на воздухе.
Подготовка к проведению прогулок-походов по маршруту:
1. Прогулка-поход проводится только после тщательного изучения маршрута.
2. Тщательно продумывается содержание маршрута похода.
3. Взрослый вместе с детьми готовит необходимое оборудование, оснащение.
4. Продумывается одежда детей (она должна быть удобной, соответствовать погоде): кеды или кроссовки, майки, шорты, головные уборы, гольфы.
5. О времени проведения похода дети и их родители извещаются заранее.
6. Желательно знать прогноз погоды.
7. Накануне с детьми проводится беседа о правилах поведения во время движения и в природе.
8. Взрослые должны хорошо знать ягоды, грибы, растения в данной местности (в целях образовательной и в целях безопасности).
9. Должны знать содержание аптечки и правила пользования её содержимым.
10. Взрослые должны хорошо знать и учитывать индивидуальные и физические возможности детей (движение должно быть в определённом ритме, равнение на самого слабого участника похода, ходьба не должна быть однообразной).
11. Взрослые должны хорошо знать и соблюдать правила дорожного движения.
Оборудование для прогулки-похода:
- Рюкзаки
- Коврики
- Салфетки для рук
- Корзиночки
- Лопатки
- Книги
- Мячи, скакалки
- Бадминтон, городки и т.д.
- Ёмкость с водой
- Аптечка
- Эмблемы, флажки, обеспечивающие безопасность перехода через проезжую часть улицы.
Содержание аптечки:
- Вата
- Бинты стерильные и простые
- Йод
- Зелёнка
- Вазелин
- 1 % раствор марганца
- Сода питьевая
- Настойка валерианы (детям 5-7 капель)
- Нашатырный спирт
Правила поведения детей во время прогулок-походов
1. Строго следовать советам и указаниям педагога.
2. Без разрешения не рвать растений, не собирать грибов и ягод.
3. Не оставлять товарища в беде, всегда приходить на выручку, помогать слабому.
4. Оставлять место отдыха всегда чистым.
Памятка
СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ ПЕШИХ ПРОГУЛОК-ПОХОДОВ
1. Организационное начало (до 5 мин).
Цель — сообщение задачи и краткого содержания предстоящей прогулки, проверка состояния личного снаряжения и готовности к походу.
Создаётся игровая мотивация (персонаж, письмо и т.д.), можно использовать художественное слово, наглядность, аудиозапись, рассматривание и обсуждение маршрута. Можно создать игровую (или проблемную) ситуацию.
2. Движение по разработанному маршруту.
Включает в себя до 3 переходов с кратковременными привалами (5-10 мин) для отдыха.
* Во время первого короткого перехода (длительность 7—10 мин) можно предложить полюбоваться пейзажем, запомнить направление движения, сверить его с указателями на карте.
* Первый привал — подгоночный (не более 5 мин). Оценивается реакция детей на нагрузку, поправляется одежда и снаряжение, уточняется маршрут.
* Второй переход. После непродолжительной ходьбы можно предусмотреть проведение подвижных игр по ходу движения (разнообразные виды ходьбы, имитирующие движения зверей, птиц). Можно включить лёгкую пробежку в медленном темпе (до 1,5 мин — движение осуществляется по равнинной местности).
* Второй привал – промежуточный. Можно опереться о дерево. Проводятся дидактические и экологической направленности игры организуется наблюдение за природными объектами.
Третий переход. Преодоление естественной полосы препятствий в игровой форме (количество препятствий — до 6—8). Можно использовать ходьбу по высокой траве, бревну, мостику, «змейкой» между деревьями, кустами, кочками, подлезание под ветки, прыжки с пенька и с кочку на кочку, подпрыгивание до ветки, листьев и т.п., можно включать непродолжительный бег (до 30 сек).
* Детям предоставляется возможность мышечного расслабления (до 10 мин), можно присесть, прилечь. Во время расслабления: наблюдения, загадки, пение, чтение стихотворений, спокойные игры.
* Организованная двигательная активность детей: подвижные игры, игры-эстафеты.
* Самостоятельная деятельность детей.
Используются 2 вида приёмов для обогащения двигательного опыта детей:
1) способствующие установлению взаимосвязи и преемственности в содержании организованной и самостоятельной двигательной деятельности: напоминание, вопросы, включение тех пособий и атрибутов, с которыми дети выполняли упражнения на физкультурных занятиях, помощь воспитателя в организации игр;
2) направленные на овладение навыками движения, которые можно выполнять только в природных условиях: проблемные вопросы и задания, стимулирующие творческую активность (например, предложить придумать как можно больше упражнений на лежащем бревне, пеньке, у ручья и т.д.).
На этом этапе можно обучать детей алгоритму действий в случае, если ребёнок заблудился в лесу (как подать звуковой сигнал, соорудить простейшее укрытие для сохранения тепла, сориентироваться на месте нахождения, успокоиться).
Можно привлечь детей к выполнению социально значимой работы: покормить птиц, очистить поляну от мусора, накрыть «стол» для всей группы и пр.
Таким образом, содержание деятельности на привале может быть достаточно разнообразным в зависимости от целей, тематики туристской прогулки, времени пребывания на поляне, интересов детей, сезона и прочих обстоятельств.
4. Возвращение в учреждение дошкольного образования по кратчайшему пути. Можно включить на этом этапе игровые упражнения, отгадывание загадок, свободные беседы и т.д.
(Перед выходом делается запись в тетради прихода и ухода группы в поход.)