Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Пешие прогулки-походы

Дата: 27 апреля 2018 в 08:35, Обновлено 17 декабря 2020 в 14:24

https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/sad21zhodino/library/ЛЕТНИЙ_ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ_ПЕРИОД_2018.pdf

Организация пеших походов и экскурсий

по утвержденным маршрутам

        Не многим детям удаётся испытать прелесть большого путешествия: разве только мама с папой у них завзятые туристы и отправляются в поход с малышом в рюкзаке. Но предоставить детям возможность поиграть в путешествие можно. Тем более что продолжительная прогулка в соседнем лесу или парке, полная приключений и неожиданных находок, вполне воспринимается ими как самое настоящее событие. Тут и клад можно искать, и спасать сказочных персонажей, и добывать для себя волшебную силу или укра­шения для праздника и т.д.

      Коллективные пешие прогулки-походы способствуют форми­рованию детского коллектива, в котором все связаны одной целью, где ребёнок чувствует свою причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит. Прогулки воспитывают у детей важнейшие нравственные качества, учат налаживать взаимоотношения между членами группы, развивают в каждом ребёнке организованность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность.

Туристские прогулки, походы бывают разных видов:

*   оздоровительные (закаливание, получение запаса бодрости и работоспособности, эмоционально-психологическое оздоровление);

*   спортивно-тренировочные (физическая тренировка, обучение преодолению естественных препятствий, ориентированию на местности, тактике действий в экстремальных ситуациях);

*   познавательные (изучение родного края, знакомство с его историческими и природными достопримечательностями);

*     развлекательные (игры, соревнования, конкурсы знатоков природы, походных песен и т.п.);

*   эстетические (художественно-творческая деятельность в природе: рисование, сочинительство и т.п., общение с дру­зьями).

        Летние месяцы очень благоприятны для организации пешеходных прогулок, экскурсий, прогулок по маршруту (простейший туризм).

      Главная цель прогулок – оздоровление ребёнка и обогащение новыми впечатлениями (наблюдения за природой, за работой взрослых в различные периоды лета).

           Прогулки по маршруту и экскурсии проводятся 1-2 раза (в старших группах – до 3-х раз) в неделю. Продолжительность экскурсий или прогулка для детей старшего дошкольного возраста не должна превышать 30-40 минут в один конец. Длина пути старших детей составляет не более 1,5-2 км в один конец, для детей среднего возраста – не далее 1,5 км. Весь поход во времени равен продолжительности прогулки (по режиму). Через каждые 20-25 минут (в средней группе 10-15 минут) пути следует устраивать остановки для отдыха продолжительностью 4-10 минут (воспитатель проверяет одежду и обувь детей, их общее состояние, вспоминает, что видели по дороге). Место привала – теневое место с хорошим обзором, в холодную погоду – защищённое от ветра.

            По улице, через дорогу дети идут парами, в парке, сквере, по поляне, лугу – группами по 4-5 человек (это не утомляет детей, даёт возможность наблюдать), в лесу – цепочкой друг за другом (в целях безопасности). С детьми идёт один взрослый на 10 дошкольников. На конечном пункте даётся привал на 20-30 минут. Во время отдыха проводятся наблюдения: дети собирают с воспитателями отдельные виды растений, насекомых и т.д., берут их с собой в детский сад для последующих наблюдений. Во время отдыха можно также провести беседу, дидактическую игру, прочитать книгу, разучить стихотворение.

        Во время прогулки обеспечивается деятельность средней и малой подвижности (отдых после перехода), затем детям раздаются физкультурные пособия (мячи, скакалки, обручи и др.) для активной деятельности. Можно во время прогулки провести очередные физкультурные занятия.

         Организационная деятельность детей включает также посильный систематический труд дошкольников на воздухе. 

Подготовка к проведению прогулок-походов по маршруту:

1.     Прогулка-поход проводится только после тщательного изучения маршрута.

2.     Тщательно продумывается содержание маршрута похода.

3.     Взрослый вместе с детьми готовит необходимое оборудование, оснащение.

4.     Продумывается одежда детей (она должна быть удобной, соответствовать погоде): кеды или кроссовки, майки, шорты, головные уборы, гольфы.

5.     О времени проведения похода дети и их родители извещаются заранее.

6.     Желательно знать прогноз погоды.

7.     Накануне с детьми проводится беседа о правилах поведения во время движения и в природе.

8.     Взрослые должны хорошо знать ягоды, грибы, растения в данной местности (в целях образовательной и в целях безопасности).

9.     Должны знать содержание аптечки и правила пользования её содержимым.

10. Взрослые должны хорошо знать и учитывать индивидуальные и физические возможности детей (движение должно быть в определённом ритме, равнение на самого слабого участника похода, ходьба не должна быть однообразной).

11. Взрослые должны хорошо знать и соблюдать правила дорожного движения. 

Оборудование для прогулки-похода:

  • Рюкзаки
  • Коврики
  • Салфетки для рук
  • Корзиночки
  • Лопатки
  • Книги
  • Мячи, скакалки
  • Бадминтон, городки и т.д.
  • Ёмкость с водой
  • Аптечка
  • Эмблемы, флажки, обеспечивающие безопасность перехода через проезжую часть улицы.

Содержание аптечки: 

  1. Вата
  2. Бинты стерильные и простые
  3. Йод
  4. Зелёнка
  5. Вазелин
  6. 1 % раствор марганца
  7. Сода питьевая
  8. Настойка валерианы (детям 5-7 капель)
  9. Нашатырный спирт

Правила поведения детей во время прогулок-походов 

1.     Строго следовать советам и указаниям педагога.

2.     Без разрешения не рвать растений, не собирать грибов и ягод.

3.     Не оставлять товарища в беде, всегда приходить на выручку, помогать слабому.

4.     Оставлять место отдыха всегда чистым.

                                                                                                            Памятка

СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ ПЕШИХ ПРОГУЛОК-ПОХОДОВ

1.   Организационное начало (до 5 мин).

Цель — сообщение задачи и краткого содержания предстоящей прогулки, проверка состояния личного снаряжения и готовности к походу.

Создаётся игровая мотивация (персонаж, письмо и т.д.), можно использовать художественное слово, наглядность, аудиозапись, рассматривание и обсуждение маршрута. Можно создать игровую (или проблемную) ситуацию.

2.   Движение по разработанному маршруту.

Включает в себя до 3 переходов с кратковременными привалами (5-10 мин) для отдыха.

*     Во время первого короткого перехода (длительность 7—10 мин) можно предложить полюбоваться пейзажем, запомнить направление движения, сверить его с указателями на карте.

*     Первый привал — подгоночный (не более 5 мин). Оценивается реакция детей на нагрузку, поправляется одежда и снаряжение, уточняется маршрут.

*     Второй переход. После непродолжительной ходьбы можно предусмотреть проведение подвижных игр по ходу движения (разнообразные виды ходьбы, имитирующие движения зверей, птиц). Можно включить лёгкую пробежку в медленном темпе (до 1,5 мин — движение осуществляется по равнинной местности).

*     Второй привал – промежуточный. Можно опереться о дерево. Проводятся дидактические и экологической направленности игры организуется наблюдение за природными объектами.

Третий переход. Преодоление естественной полосы препятствий в игровой форме (количество препятствий — до 6—8). Можно использовать ходьбу по высокой траве, бревну, мостику, «змейкой» между деревьями, кустами, кочками, подлезание  под ветки, прыжки с пенька и с кочку на кочку, подпрыгивание до ветки, листьев и т.п., можно включать непродолжительный бег (до 30 сек).

3. Длительный привал.

* Детям предоставляется возможность мышечного расслабления (до 10 мин), можно присесть, прилечь. Во время расслабления: наблюдения, загадки, пение, чтение стихотворений, спокойные игры.

* Организованная двигательная активность детей: подвижные игры, игры-эстафеты.

  * Самостоятельная деятельность детей.

Используются 2 вида приёмов для обогащения двигательного опыта детей:

1)   способствующие установлению взаимосвязи и преемственности в содержании организованной и самостоятельной двигательной деятельности: напоминание, вопросы, включение тех пособий и атрибутов, с которыми дети выполняли упражнения на физкультурных занятиях, помощь воспитателя в организации игр;

2)  направленные на овладение навыками движения, которые можно выполнять только в природных условиях: проблемные вопросы и задания, стимулирующие творческую активность (например, предложить придумать как можно больше упражнений на лежащем бревне, пеньке, у ручья и т.д.).

            На этом этапе можно обучать детей алгоритму действий в случае, если ребёнок заблудился в лесу (как подать звуковой сигнал, соорудить простейшее укрытие для сохранения тепла, сориенти­роваться на месте нахождения, успокоиться).

          Можно привлечь детей к вы­полнению социально значимой работы: покормить птиц, очистить поляну от мусора, накрыть «стол» для всей группы и пр.

Таким образом, содержание деятельности на привале может быть достаточно разнообразным в зависимости от целей, темати­ки туристской прогулки, времени пребывания на поляне, интересов детей, сезона и прочих обстоя­тельств.

4. Возвращение в учреждение дошкольного образования по кратчайшему пути. Можно включить на этом этапе игровые упражнения, отгадывание загадок, свободные беседы и т.д.                                                  

(Перед выходом делается запись в тетради прихода и ухода группы в поход.)

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.