Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Коммуникативное развитие будущего школьника.

Дата: 15 октября 2019 в 13:32
188 просмотров

Информация для родителей старших групп

Коммуникативное развитие будущего школьника.

Развитие коммуникативной культуры дошкольника в возрасте 5 лет.

Когнитивный компонент развития коммуникативной культуры. Когнитивное развитие ребенка, в том числе развитие речи в 5 лет должно соответствовать возрастной норме.

Мотивационный компонент коммуникативной культуры. Упрямство и строптивость, демонстрируемые в поведении, к этому возрасту должны уменьшиться и получить адекватное выражение. На предыдущем этапе у ребенка сформировалось новообразование – способность спорить со взрослым. В пять лет она остается, но спор переориентируется, он перестает быть спором против взрослого. Ребенок значительно реже будет противиться взрослому только ради того, чтобы противится. Кроме этого, в пять лет в совместной деятельности взрослого и ребенка появляются элементы убеждения, взрослый может не заставить, а убедить ребенка в чем-то.

Эмоционально-волевой компонент коммуникативной культуры. Роль «я сам» к пяти годам оказывается уже сформированной. У ребенка могут найтись несколько видов деятельности про которых он знает, что они ему доступны и он, действительно, может сделать их сам.

Поведенческий компонент коммуникативной культуры. Развитие этого компонента в пять лет только начинает развиваться. Мы считаем, что наличие этот компонент можно оценить по появлению элементов сопереживания и использованию ребенком вежливых слов. Мы отмечали, что на предыдущем этапе эти элементы регистрировались только в поведении взрослого, а в пять лет возможно появления этих элементов также и в поведении ребенка. Дошкольник может заметить, что «кошке больно», говоря об этом со взрослым, сверстником или младшим, особенно в последнем случае, потому что ребенок будет идентифицироваться со взрослым, общаясь с младшим.

Развитие коммуникативной культуры дошкольника в возрасте 6-7 лет.

Второй этап развития коммуникативной культуры, соответствующий кризису семи лет. Согласно взглядам Эльконина, начало этого кризиса может сместиться к шести годам, хотя он может начаться и ровно в семь лет, а также в восемь лет. Этот кризис связан с переходом в школу, и может быть связан с психологической безопасностью образовательной среды младшей школы. Однако кризис не начинается именно приходом ребенка в школу, поскольку еще до начала школы осуществляется подготовка ребёнка к школе, которая может осуществляться силами школы (при обучении с шести лет), в детском саду и силами родителей. Основным новообразованием этого периода, по Выготскому, является осознанность, произвольность и интеллектуализация психических процессов.

Формирование коммуникативной культуры у ребенка связано с открытием им новой социальной позиции – позиции школьника, которая связана с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы, .

Когнитивный компонент развития коммуникативной культуры. Продолжается когнитивное развитие ребенка. Ребенок отделяет ментальную реальность от физической (то есть понимает, что кукла движется потому что её кто-то завел, а не потому что она живая). Он начинает понимать, что существует несколько точек зрения на один и тот же предмет, осознает наличие других сил кроме воли человека и т.п. Однако ребенку все равно не хватает систематичности и последовательности в его размышлениях. Также в этом возрасте происходит значительное улучшение речевых навыков ребенка, у него увеличивается словарный запас, улучшается произношение слов, многих детей к этому возрасту уже научили читать (а иногда и писать).

Мотивационный компонент коммуникативной культурыоказывается связанным с формированием внутренней позиции школьника и развитием мотивационной готовности ребенка к школе. Согласно определению, мотивационная готовность является составляющей личностной готовности ребенка к школе. Мотивационная готовность включает в себя систему мотивов, которые определяют желание ребёнка идти или не идти в школу. Это во многом зависит о безопасности образовательной среды школы, от реальной и ожидаемой. Мы полагаем, что мотивационный компонент коммуникативной культуры должен включать в себе адекватные мотивы для поступления в школу (социальный, познавательный и оценочный), если этот компонент не сформирован, то у ребенка оказываются неадекватные мотивы (игровой, позиционный, внешний и др.). Необходимо оценить, какой мотив является доминирующим, поскольку в той или иной степени каждый мотив присутствует в мотивационной сфере ребёнка. Также мы считаем очень важным наличии у ребенка интереса и положительного отношения к школе.

Эмоционально-волевой компонент коммуникативной культуры. Новобразования, которые были сформированы в 3-4 года, трансформируются. Это относится также и к превращению позиции «Я сам», возникшей в 3-4 года, во внутреннюю позицию школьника. Внутренняя позиция школьника определяется тогда, когда ребенок будет сознательно выбирать роль ученика при взаимодействии со взрослым, а роль учителя передавать взрослому. Мы полагаем, что внутренняя позиция школьника является продолжением позиции Я – сам, а не исчезновением, поскольку дошкольник сам решает, какую в данной коммуникации ему выполнять роль. Другим важным новообразованием является формирование у ребенка устойчивых эмоций, в том числе и устойчивого интереса к учебной деятельности. Все вместе это может быть охарактеризовано как развитие произвольности, которая позволяет ребенку выполнять заданную ему деятельность, даже трудную и не очень интересную. Этот компонент считается сформированным, если показатели произвольности, диагностированные по соответствующим методикам, соответствуют возрастным нормам.

Поведенческий компонент коммуникативной культуры. Это нормы, стили, правила, этические ценности общения. Критерием сформированности этого компонента считается наличие элементов сопереживания другим живым существам, а также использование вежливых слов и выражений.

Педагог-психолог Смольская А.В.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.