Профилактика жестокого обращения с детьми
ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ В СЕМЬЕ.
Физическое насилие – это преднамеренное нанесение травм и повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психологического здоровья, отставания в развитии.
К нему относятся так же вовлечение ребенка к употреблению алкоголя, наркотиков, токсических веществ.
Физическое насилие над ребенком могут совершать родители, лица, их заменяющие, или другие взрослые.
Сексуальное насилие, или развращение, есть вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды. К данному виду насилия относятся:
- половой акт с ребенком;
- любой телесный контакт с половым органами ребенка, а так же ласки эрогенных зон;
- сексуальная эксплуатация ребенка, для порнографических целей или вовлечение в проституцию;
- демонстрация эротических, или порнографических материалов с целью сексуальной стимуляции ребенка;
- совершение полового акта в присутствии ребенка.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его насильственным, поскольку ребенок:
- не обладает силой воли, находясь в зависимости от взрослого;
- может не осознавать значение сексуальных действий, в силу функциональной не зрелости;
- не в состоянии в полной мере предвидеть все негативные для него последствия этих действий.
Сексуальное насилие, является преступлением и встречается во всех слоях общества, причем значительно чаще, чем принято считать. Анонимные опросы показывают, что каждая четвертая девочка, и каждый шестой мальчик подвергаются сексуальному насилию до достижения 18 лет.
Чтобы избежать плохого отношения к себе ему нередко приходиться быть чрезмерно уступчивым, так же у него развиваются невротические черты и проблемное поведение. Общее физическое и психическое развитие отличается от развития сверстников, воспитывающихся в нормальных условиях. У ребенка отмечается замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, пониженная познавательная активность, отставание развития речи, задержка психического развития, отсутствие навыков общения, конфликты во взаимоотношениях со сверстниками.
Наиболее отчетливо у ребенка проявляются недостатки развития эмоциональной сферы. Он с трудом различает эмоции взрослого, плохо дифференцирует их, имеет ограниченную способность понимать другого, себя.
Типичным недостатком развития в дошкольном возрасте является нарушение самостоятельности. Он с трудом представляет свое будущее, ориентирован только на ближайшее будущее - поступление в школу, учение.
Скудость, ограниченность чувственного опыта ребенка, воспитывающегося в атмосфере насилия, отрицательно сказывается на формировании его мышления, восприятия, что проявляется в примитивности изобразительной деятельности, в недоразвитии невербального интеллекта.
Таким образом, существуют различные виды жестокого обращения с детьми. Среди них можно выделить физическое и психологическое как наиболее часто встречающиеся формы. У детей, подвергшихся таким видам насилия, могут проявляться различные особенности поведения.
Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно – ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни, не говоря уже о нарушении прав ребенка.