Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Виды подвижных игр в старшем дошкольном возрасте

Дата: 21 января 2018 в 19:51, Обновлено 21 января 2018 в 21:28
269 просмотров

ВИДЫ ПОДВИЖНЫХ ИГР В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Без физического воспитания невозможно вырастить гармонично развитую личность. Ребенок с ослабленным здоровьем, с плохой физической формой будет тяжело переносить нагрузки в школе. Именно поэтому специалисты рекомендуют с раннего детства заниматься процедурами закаливания, больше гулять с малышом, поощрять желание крохи активно действовать: бегать, прыгать.

Подвижные игры для детей старшей группы – это возможность проявить себя, показать свои физические возможности.

Двигательная активность дошкольника особенно ярко проявляется в играх с элементами соревнований. Такие игры содержат обязательные правила, с соблюдением которых согласны все участники игрового процесса. Активная игра формирует быстроту реакции, ловкость, сноровку, а также волевые качества, например, стремление победить. Дошколята в игровом процессе получают знания о мире и о возможностях своего организма. У малышни развивается крупная моторика, координация движения, пространственное мышление.

Подвижная игра действует не только на мышцы тела, кроме физического воспитания, происходит нравственное, интеллектуальное, а также трудовое воспитание дошкольника. Положительные эмоции, которые получает ребенок в процессе игровой деятельности, влияют на работу всего организма: улучшается кровообращение, работа сердца, нормализуется дыхание. Формируется физически крепкий, здоровый человек, повышается работоспособность. Такое проведение досуга очень полезно стеснительным, робким крохам. Играя в большой команде, вместе бегая, прыгая, маленький человечек раскрепощается, находит себе друзей.

ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ ИГР.

Сюжетные, где у каждого малыша есть своя роль и все действуют согласно сюжету, правилам. Чаще всего разыгрывается военная тематика, например, казаки — разбойники.

Без сюжета. К таким относятся догонялки, «салки». Игровой процесс состоит в том, что одни дошколята догоняют других, которые, в свою очередь, не дают себя схватить. К играм, не имеющим сюжета, причисляют и игровую деятельность с использованием предметов. Например, попадание мячом в корзину, броски мячиков на дальность. 

Народные забавы, к которым относят прятки, жмурки.

Основанные на состязательности: соревнования, эстафеты.

Спортивные: футбол, хоккей, лыжи.

На прогулке. Подвижные игры на прогулке решают следующие задачи. Совершенствование двигательных навыков, изученных в раннем возрасте. Развитие физических качеств, таких как ловкость, сноровка, быстрота реакции, сила, выносливость, а также их совершенствование. Воспитание волевых, а также моральных качеств. К ним относятся: выдержка, терпение, умение планировать, желание добиваться поставленной цели, стремление к победе, поддержка товарищей по команде, доброжелательность к соперникам, умение принимать поражение. Воспитание самостоятельности, ответственности. Развитие коммуникативности, соблюдение правил взаимоотношений, принятых в социуме. Расширение и закрепление двигательного опыта. Чтобы подогреть интерес детей, подобные занятия начинают с тех игр, где достаточно средней подвижности. Во время прогулок часто используются народные игры, где слышны народные песни, присказки. Ребятня много двигается, получает положительный заряд энергии, учится ориентироваться в пространстве. Развивается память, крупная моторика.

ПРИМЕР ИГРЫ. «Гуси — лебеди». Развивается ловкость, сноровка, внимательность, быстрота реакции. Как проводить. Пастух и гуси располагаются напротив друг друга, с разных сторон игровой площадки. Сбоку от одной из сторон – логово волка. Место в центре – луг, где гуляют гуси. Перед игрой определяют, кто будет волком, а кто пастухом. Пастух зовет гусей: «Гуси, гуси!» Гусята отвечают вместе: «Га — га — га!» Пастух: «Есть хотите?» Гуси: «Да!  Да! Да!» Пастух: «Так летите все сюда!» Гусята: «Серый волк под горой! Не пускает нас домой!» Пастух: «Ой, летите как хотите, только крылья берегите!» Услышав эти слова, гусята бегут к пастуху, а волк их гусят. Играть можно неоднократно.

Игры с состязательным эффектом. Например, с мячом или другим предметом. Группа делится на две команды. Перед каждой в нескольких метрах ставится метка: коробка, игрушка или цветной лист картона. Правила. Командам выдается по мячу. Первый участник берет мяч и бежит на метку, где оставляет его и возвращается к своей команде. Второй участник эстафеты бежит и забирает мячик с метки, передает его следующему ребенку из своей команды. Можно на метке поставить несколько игрушек, тогда задача участников – принести по 1 игрушке при каждом забеге.

ПРИМЕРЫ ИГР. «Попасть в цель» Вариантов данного задания очень много. На улице можно использовать обруч или нарисовать круг на асфальте мелом. Цель – развитие глазомера, точности. Правила. Обруч положить на землю или подвесить невысоко на ветку дерева. У каждого малыша 3 попытки. Расстояние между обручем и дошколятами не больше 2 м. Задача – попасть мячиком в центр круга.

«Кидаем кольца» Развивается точность, а также глазомер. Правила. Малыши делятся на две команды. Перед каждой в землю втыкается палка. Необходимо накинуть цветные кольца на палку. У каждого игрока 3 колечка. Выигрывает команда, которая меньше ошибалась.

Полезно после проявленной активности организовать несколько малоподвижных игровых занятий, чтобы малыши успокоились, снялась повышенная возбудимость. Особенностью всех малоподвижных занятий является организация дошкольников: малышей строят в круг, в шеренгу, может быть использован бег врассыпную. Положительным моментом малоподвижных занятий и упражнений можно считать то, что принимать в них могут участие все дети, независимо от физической формы.

Соревнования, эстафеты могут быть сложны для малышей с проблемами здоровья. Стеснительные, пугливые ребята также не любят проявлять себя в маленьких группах: боятся не справиться. Приучение малышей к активности лучше всего начинать именно с малоподвижных игр. «Море волнуется» Взрослый произносит: «Море волнуется раз! Море волнуется два! Море волнуется три! Морская фигура – замри!», –  дошколята во время этих слов бегают по двору. При последних словах каждый непоседа должен изобразить любую фигуру и замереть. Развивается координация, пространственное мышление, работает воображение и фантазия.

«У кого мячик» Вырабатывает наблюдательность, внимание, ловкость, сноровку. Дети становятся вплотную, составляя круг. Руки спрятаны за спиной. Ведущий, которого выбрали с помощью считалочки, идет в центр и закрывает глаза. Кто-то из детей берет небольшой мячик и прячет за спиной. По сигналу ведущий открывает глаза, внимательно наблюдает за игроками, которые передают мячик от одного к другому за спиной. Если ведущий указывает на малыша и говорит «руки», тот должен сразу вытянуть руки вперед и показать ладошки. Когда ведущий угадал, у кого мячик, дошколята меняются местами.

Все подвижные игры летом на прогулке в старшей группе помогают дошколятам улучшать, совершенствовать физические возможности, учат командной игре. В игровом процессе вырабатывается ловкость, сила, сноровка, умение быстро бегать и внезапно поворачивать.

Тема «Осень». В подвижных играх осенью часто используются природные материалы. Одновременно дошколята, кроме развлечения, получают новые знания и укрепляют полученные ранее.

«Раз листочек, два листочка». Дошкольники повторяют счет до 10, изучают форму листиков у разных деревьев, развивают внимательность. Задание – собрать 10 листиков с одним похожим свойством. Например, 10 красных или желтых листочков. Можно предложить собрать листья клена, березы или рябины, упавшие на землю. Малыши могут собирать желуди, каштаны. Поднимая лист, ребенок считает вслух: «Раз листочек, два листочка и так далее».

«Круг или овал». Дошкольники получают задание собрать листики круглой или овальной формы. Закрепляется знание геометрических фигур, развивается внимательность.

«Листопад». С помощью считалочки из детей выбирается ведущий. Он держит в вытянутых вверх ручках несколько листочков. Задача малышей – достать из рук ведущего листик. Оставшиеся листочки ведущий отпускает – изображает листопад. Такой листопад можно устроить в дождливую погоду в помещении.

Зимние игры. Огромное количество зимних игр в нашей стране обусловлено ее климатическими особенностями – обильными снегопадами. Для маленьких непосед любимыми видами развлечений зимой являются стрельба снежками, катание с горок на санках, лыжах и коньках.

В старших группах детсада дошкольники учатся ходить на лыжах. В эти занятия добавляется соревновательный момент, когда дети бегут на скорость. Строительство снежной крепости и последующий ее штурм с помощью снежков может захватить внимание непосед не на один день. В таких занятиях закрепляется трудолюбие, старательность, быстрота реакции, скорость бега. Обучение бегу на лыжах, катанию на коньках способствует развитию координации, моторики, ловкости и сноровки. Спортивные элементы в зимних игровых занятиях привлекают внимание дошкольников к спорту. Учат ценить физическую красоту и здоровье. Кроме того, занятия зимой на свежем воздухе является хорошей закалкой для организма.

В помещении. Специалисты рекомендуют чаще устраивать подвижные занятия, особенно с физкультурными элементами на улице, на свежем воздухе. Но во время плохой погоды, когда на улице сильный мороз, идет дождь или сыро и грязно, такие занятия проводятся в игровых комнатах, спортивных залах. Спецификой является достаточно компактное помещение, заставленное мебелью, игрушками. Дошколята перед началом игры наводят порядок, освобождают место, чтобы бегать и прыгать. Наведение порядка приобщает маленьких непосед к трудовой деятельности. После занятий детвора должна обязательно все убрать, поставить на место. Расставить правильно стульчики, положить на место игровые элементы, убрать игрушки. Подвижные игры помогают выявить стремление у малышей к победе. Дети, в возрасте от 5 лет, уже хотят проявиться себя, выделиться из коллектива, показать свои способности. Для дошколят старшей группы в каждой игре уже важна цель. Непоседы хотят победить, почувствовать себя лидерами. Победа команды так же важна, как и победа одного игрока. Составляя одну команду, дети испытывают чувство товарищества, начинают ценить командную игру. У них возникают социальные связи, образуются устойчивые группы по интересам. Взрослый должен учитывать физические возможности каждого ребенка, наблюдать за поведением детей в игровом процессе, не допускать оскорблений или игнорирования физически слабых малышей. Для создания доверительных отношений, дружественной атмосферы, воспитатель может участвовать в состязаниях на правах обыкновенного игрока. Для помещений разработано много игр, в которых может участвовать небольшое количество играющих малышей.

ПРИМЕРЫ ИГР. «Займи угол». Принять участие могут от 4 до 5 человек. Развивается ловкость, быстрота реакции. Если занятие проводится под музыку, то одновременно воспитывается музыкальный слух, внимание, чувство ритма. Как провести. В комнате выделяется треугольная или квадратная площадка. Углы можно отметить цветными, яркими лентами или поставить стульчики. Под музыку воспитателя дошколята гуляют в центре. Музыка прекратилась – необходимо занять свободный угол. Правила можно видоизменить. Ребятня может сразу занять углы, а ведущий стоит в центре. Когда музыка остановилась, дети пытаются перебежать в другой угол. Ведущий стремится занять свободное место. Кто не успел – становится ведущим. Музыка может чередоваться, быть медленной, быстрой, приучает непосед прислушиваться к музыкальному сопровождению.

«Найди цвет». Учит внимательности, умению ориентироваться в пространстве, действовать по команде, а также ловкости и быстроте. В углах комнаты вешается большой флажок определенного цвета, например, синий, красный, зеленый или желтый. Дети получают в руки маленькие разноцветные флажки. Под музыку они гуляют по комнате. Взрослый прекращает играть, и предлагает всем собраться у желтого флага, подняв соответствующий флажок. Позже условия можно усложнить. Пока дошколята гуляют, кто-то из них переставляет флажки местами.

«День. Ночь». Учит действовать по команде, бегать врассыпную, не толкаясь, свободно ходить, не мешая друг другу. По центру помещения расставлены стульчики, на которых сидят дошколята. Взрослый наигрывает бодрую музыку, говорит: «Наступил день». Малышня встает со стульчиков и начинает гулять. «Наступает ночь», – предупреждает взрослый. Дети бегут домой, занимают стульчики.

«Найди пару». Учит внимательности, сообразительности, быстро реагировать, запоминать цвета. Используются предметы двух цветов, например, синего и красного. Малыши делятся на две команды. Каждый получает предмет одного цвета. Это могут быть ленты, кубики, флажки. Правила. Малыши выходят из шеренги и свободно передвигаются по комнате. После сигнала взрослого или ведущего, дошкольники ищут себе пару по цвету.  Правила можно усложнить, например, количество детей, предметов должно быть нечетным, тогда кто-то не найдет себе пару. Оставшийся один малыш может прочитать стихотворение или спеть песенку.

Правила дорожного движения. Одна из самых больших проблем в наше время – увеличивающееся количество маленьких детей, которые становятся жертвами дорожно-транспортных происшествий. Нередко причиной аварии на дороге является неправильное поведение ребенка. Подвижные игры по ПДД для дошкольников старшей группы более сложные по форме и содержанию. Упражнения по запоминанию правил ПДД необходимо проводить регулярно, а дошкольники должны понимать важность таких знаний. Подвижные игры сочетаются с дидактическим материалом.

ПРИМЕРЫ ИГР. «Светофор» Цель – закрепление знаний о светофоре, правилах поведения на дороге. Выбирают ведущего, который изображает светофор. На грудь и спину вешают вырезанный из бумаги красный, зеленый круг. В руки ведущий берет бумажный желтый круг. Остальные малыши играют роли пешеходов. На полу или на асфальте мелом изображаются пешеходные переходы, перекресток, где стоит светофор. Все пешеходы стоят с разных сторон перекрестка. Светофор поворачивается и показывает, кому можно переходить, а кому нельзя.

«Кто первый». Цель – развитие внимательности, закрепление знаний о цветах светофора. Ведущий с 3 флажками зеленого, красного и желтого цвета стоит перед шеренгой дошкольников в 10 — 15 метрах, затем отворачивается, поднимает зеленый сигнал – дети бегут к светофору. Поворачивается и поднимает красный сигнал – пешеходы должны остановиться. Кто не успел, тот выбывает из игры.

«Кто нарисует зебру». Побеждает команда, которая знает больше дорожных знаков и может рассказать, что они обозначают. Как играть. Организуется 2 команды. Каждой выдаются листы белой бумаги, будущего пешеходного перехода – зебры. Игрок каждой команды должен назвать дорожный знак и рассказать, что он означает. За правильный ответ перед командой расстилают белую полоску перехода. Команда, которая знает больше знаков, побеждает.

«Машины». С музыкальным сопровождением игровой процесс пройдет более интересно. Выбирается ведущий, его роль поочередно получат все дети. Ведущему даются зеленый и красный флажки. Остальные игроки получают автомобильные рули. По зеленому сигналу светофора ведущий поднимает вверх зеленый флажок – машины выехали на дорогу. Необходимо следить, чтобы они не сталкивались и не мешали проезду других машин. Ведущий показал красный флажок – машины остановились. Не успевшие остановиться машины отправляются в гараж.

Играйте в игры!

БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА

ВО ВРЕМЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР

При занятиях физическими упражнениями очень важно соблюдать меры безопасности. Задача каждого взрослого, занимающегося физическими упражнениями с детьми, не только развивать физическое здоровье детей, но и не допустить из-за недосмотра травм, ушибов, ухудшения общего состояния ребенка. Для этого существуют определенные правила по технике безопасности при занятии физическими упражнениями, которые каждый взрослый обязан строго соблюдать и требовать того же от занимающихся.

Форма одежды во всех случаях занятий должна соответствовать виду занятий:

– подвижные игры летом и в спортзале: кеды, полукеды, тренировочный костюм или маечка с трусами;

– подвижные игры зимой на открытом воздухе: кеды или полукеды на хлопчатобумажный и шерстяной носок, нижнее теплое белье, свитер с высоким «горлом», теплый спортивный костюм, шерстяная шапочка, перчатки;

– в спортивных видах форма одежды должна соответствовать назначению, и обязательно наличие защитных средств (щитки, маски, шлемы, нагрудники, наплечники, налокотники и т. д.).

Любое место для занятий с детьми физическими упражнениями должно быть вдали от автодорог или огорожено.

Площадка для игр на открытом воздухе должна быть не менее 8  12 метров. Лучшее покрытие – травяное. Можно заниматься на асфальтовом покрытии, оно дает возможность проводить занятия даже в дождливую погоду. Зимой площадку надо очищать от снега. В помещении использовать спортзал, рекреации и даже классные комнаты. В спортзале спортивные снаряды убирают или огораживают их гимнастическими матами.

Места занятий (спортзалы, рекреации, площадки и поля) всегда должны быть чисто убранными, не иметь ям, бугров, посторонних предметов.

Инвентарь подвижных и спортивных игр очень разнообразен, но в основном это мячи. Инвентарь должен быть исправен и проверяется каждый раз перед использованием. Запрещается пользоваться инвентарем с трещинами, сколами, пропускающими воздух (плавсредства), худыми покрышками мячей, нешлифованными ручками различных приспособлений, изготовленных из дерева. На инвентаре не должно быть торчащих гвоздей, болтов, острых краев и т. п.

Каждый занимающийся должен быть в чистой и опрятной спортивной форме.

Ногти на руках и ногах должны быть постоянно коротко пострижены.

Карманы должны быть совершенно пусты, можно оставить носовой платок.

Для каждой игры существуют свои правила, но есть общие правила для всех игр.

Во время игры с мячом нельзя его пинать, потому что другие дети могут в это время не заметить летящий на них мяч и получить удар по голове.

Во время подвижных игр запрещается толкать друг друга, а также специально падать, потому что другие участники игры могут упасть и удариться.

Прежде чем начать игру следует повторить с детьми правила поведения. Если кто-то из детей не хочет играть, то не нужно заставлять этого ребёнка.

Педагог-психолог Смольская А.В.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.