Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

МОДЕЛИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗА С ПОМОЩЬЮ РАЗННОБРАЗНЫХ СРЕДСТВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Дата: 19 марта 2018 в 21:13
1 141 просмотр

Целью музыкального развития воспитанников в старшем дошкольном возрасте согласно учебной программе дошкольного образования является формирование обобщенных способов музыкального мышления и деятельности в процессе творческого освоения музыки.

В данном возрасте необходимо развить познавательный интерес к звуковой действительности, потребность в художественном познании музыки; общие, специальные и творческие музыкальные способности детей, музыкальное мышление, память и воображение; способность к сопереживанию музыке; эмоциональную сферу на основе расширения диапазона эстетических переживаний; музыкально-сенсорную культуру (ориентировку в процессе размышления о музыке на три или четыре средства музыкальной выразительности); детский голос по высоте тона, силе звучания и воспроизведению темпа; слуховой самоконтроль; способность к восприятию музыкальных образов и их выразительной передаче в движениях, соответствующих характеру музыки; способность чувствовать эмоциональную выразительность ритма и передавать его в движении; потребность в самостоятельной игре на детских музыкальных инструментах.

Сформировать основы музыкальной культуры (музыкально-эстетические потребности, эмоционально-ценностное отношение к музыке и музыкальной деятельности, эстетические чувства и т.д.; культуру восприятия и исполнения (вокальную, пластическую, в процессе игры на детском музыкальном инструменте); музыкально-сенсорные представления детей в условиях экспериментирования; предпосылки музыкального вкуса в процессе накопления слуховых впечатлений, первоначальных сведений о музыке; способность самостоятельно оценивать произведения музыкального искусства; способы музыкального мышления и деятельности; субъектную позицию в условиях разных видов музыкальной деятельности; умение понимать, интерпретировать и выражать эмоциональное содержание музыки в адекватном художественном образе; речевые и вокально-хоровые умения и навыки (певческую установку, звукообразование, дыхание, дикцию, чистоту интонирования, ансамбль); потребность в общении посредством движений в плясках и танцах, хороводах, музыкальных сюжетных и бессюжетных (подвижных) играх под инструментальную музыку, играх под пение; пластический опыт, обогащая его элементами образно-пластического языка: мимическими и пантомимическими (позы, жесты, походка, шаг, бег, движения рук, головы, туловища и др.); координацию рук и согласованность движений в игре на детских музыкальных инструментах; элементарный опыт игры на детских музыкальных инструментах;

Воспитать культуру чувств; оценочное отношение к музыкальным произведениям; творческое отношение к разным видам музыкальной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте достигаются поставленные задачи через слушание, пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование.

Через слушание ребенок получит представление о разнообразии: жанров музыки (песня, танец, марш); средств музыкальной выразительности; разнообразных звуковых комплексах; связи музыкальных и речевых интонаций, близости средств их выражения в речи и музыке: темпе, тембре, высоте, динамике, паузах; разных видах эстетических переживаний; музыкальной терминологии (регистр, темп, мелодия, солист, аккомпанемент и др.).

Для развития навыков и умений в слушании необходимо уделить внимание слушанию музыкальных произведений народной, классической, современной музыки: И.Бах. "Менуэт", "Волынка"; Г.Вагнер. "Танец медвежонка"; В.Витлин. "Танец лягушек", "Цветок"; В.Гаврилин. "Танцующие куранты"; А.Глазунов. "Пиццикато"; М.Глинка. "Простодушие"; Е.Глебов. "Песня"; А.Гречанинов. "Мазурка"; Э.Григ. "Утро", "Танец эльфов", "В пещере горного короля", "Шествие гномов"; Д.Кабалевский. "Галоп", "Плакса", "Злюка", "Игрушечные солдатики"; Г.Левкодимов. "Вальс", "Детский марш", "Колыбельная песня", "Марш игрушечных солдатиков", "Полька"; "Лядкоўская кадрыля"; С.Майкапар. "Росинки", "Вальс", "Менуэт"; В.А.Моцарт. "Турецкий марш", "Менуэт"; А.Петров. "Игра с мячами"; С.Прокофьев. "Ходит вечер над лугами", симфоническая сказка "Петя и Волк"; Ш.Рамо. "Тамбурин"; С.Рахманинов. "Полька"; В.Ребиков. "На качелях"; Н.Римский-Корсаков. "Колыбельная", "Полет шмеля", "Три чуда", "Море"; В.Салманов. "Вечер"; К.Сен-Санс. "Карнавал животных": "Лебедь", "Кенгуру", "Аквариум"; Г.Свиридов. "Военный марш", "Упрямец"; Т.Смирнова. "Музыкальный сигнал"; М.Парцхаладзе. "Осенний дождик"; П.Чайковский. "Детский альбом": "Вальс", "Зимнее утро", "Сладкая греза", "Камаринская", "Баба-Яга"; цикл "Времена года": "Песня жаворонка", "Подснежник"; "Танец маленьких лебедей" из балета "Лебединое озеро", фрагменты из балета "Щелкунчик", "Спящая красавица" и т.д.; Р.Шуман. "Первая утрата", "Вечером"; Ф.Шуберт. "Вальс", "Музыкальный момент", "Ave Maria"; А.Хачатурян. "Вечерняя сказка"; Д.Шостакович. "Марш", "Вальс"; "Танцы кукол": "Вальс", "Лирический вальс", "Вальс-шутка", "Гавот", "Полька", "Романс" и др.

Так появиться умение моделировать музыкальный образ с помощью разнообразных средств художественной выразительности (звук, цвет, линия, форма, мимика, движения, слово); размышлять о музыке, ее характере, средствах музыкальной выразительности (регистре, темпе, динамике, мелодических интонациях и т.д.); сравнивать музыкальные произведения одного или разных жанров, контрастных и близких по эмоциональному содержанию.

Можно играть в:

  • музыкально-дидактические игры: "Бубенчики", "Ритмическое лото", "Цирковые собачки", "Маленькие лесенки", "Кто самый внимательный?", "Буратино", "Озорное эхо", "Игра с платочком", "Шаг и бег" и др.
  • Сюжетные музыкально-дидактические игры: "Узнай гостя", "Любимый герой", "Кто приехал в зоопарк?", "Смелый капитан", "Музыкальная дорожка" и др.
  • сюжетные музыкальные игры: "Мелодические шашки", "Дверь и пол", "Шуршалки", "Бумажная фантазия", "Шепчущие человечки", "Лесные шаги", "Дождик", "Часики", "Звезды", "Дятел", "Деревянные солдатики", "Лошадки", "Весенний праздник", "Звездный разговор", "Осенний листок", "Непонятица", "Музыкальная картина", "Придумай музыкальную историю", "Нарисуй музыку", "Гвоздики", "Любопытный котенок", "Ива", "Ожидание", "Игра про самих себя" и др.

Через пение у ребенка старшего дошкольного возраста формируются представления о возможностях своего голоса; слуховом самоконтроле.

Для формирования умений необходимо интонировать мелодию попевки и песни, точно передавая ритмический рисунок, четко и коротко произносить согласные в середине и конце слова в процессе пения (попевки: "Чэ-чэ-чэ, сарока"; "Как под горкой", рус. нар. мел.; "Курица", "Труба", "Бубенчики", "Наш дом", муз. Е.Тиличеевой и др.; песни: "Осенью", муз. И.Жванецкой, сл. М.Ладонщикова; "Кружева осенние", муз. и сл. Я.Жабко; "Выхавацелька", муз. С.Галкiнай, сл. Н.Галiноўскай; "Дзiцячы сад", муз. i сл. С.Галкiнай; "Дорогие бабушки и мамы", муз. А.Островского, сл. З.Петровой; "Самая лепшая", муз. А.Рэмiзоўскай, сл. У.Карызны; "Пришла весна", муз. О.Волох, сл. Л.Дымовой; "Скоро в школу", муз. Л.Захлевного, сл. В.Лученок; "Мы идем в первый класс", муз. М.Муратаева, сл. О.Высотской; "Не забудем детский сад", муз. Е.Туманян, сл. З.Петровой; "Дзедава кароўка", муз. Л.Захлеўнага, сл. Л.Пранчака; "Горошина", муз. В.Карасевой, сл. Н.Френкель; "По малину в сад пойдем", муз. А.Филиппенко; "Рыжая вавёрка", муз. А.Чыркуна, сл. А.Дзмiтрыева; "Весенняя", муз. О.Волох, сл. З.Петровой; "Званочак грае", муз. i сл. Я.Жабко и др.; передать разный характер в своем пении; моделировать образ песни в движениях.

Можно играть в:

  • Музыкально-дидактические игры: "Громко-тихо запоем", "Кулачки и ладошки", "Узнай песенку по двум звукам", "Веселые матрешки", "Музыкальная лесенка", "Нарисуй мелодию", "Колокольчики-бубенцы", "Ступеньки", "Прогулка", "Три медведя", "Три поросенка", "Какой колокольчик звучит?" и др.
  • Сюжетные дидактические игры: "Певец-попугай", "Узнай по песенке", "Подскажи голосок", "Найди золотой ключик", "Кто поет выразительней?", "Давайте познакомимся!", "Цуда-прыпеўкi" и др.
  • Сюжетные музыкальные игры: "Осень", "Цветы", "Повторяй за мной", "Говорим с солнышком", "Ап-чхи", "Вазы", "Ромашка" и др.

Через музыкально-ритмические движения ребенок старшего дошкольного возраста получит представления о разных видах музыкально-ритмических движений и способах их исполнения; слитности характера музыки и движений; зависимости выразительности игрового образа от характера музыки, средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз); названиях танцевальных шагов, танцев, хороводов; способах, приемах, средствах выразительности, необходимых для создания образа в танце, музыкальных играх.

Для формирования умений можно:

  • использовать упражнения: "Поскачем", муз. Т.Ломовой; "Маршируй и бегай", муз. П.Чайковского; "Бег, галоп, подскоки, прыжки" - "Экосез", муз. Л.Бетховена и Ф.Шуберта; "Сужение и расширение круга", муз. Ф.Шуберта; "Переменный шаг" - "Я на камушке сижу", рус. нар. мел.; "Побегаем", муз. К.Вебера; "Танцуйте, как я", муз. В.Золотарева; "Спортсмены и клоуны", муз. Д.Кабалевского; "Коршуны и птичка", муз. Е.Тиличеевой; "Мячики", муз. Л.Шитте и др.);
  • исполнять ранее усвоенные и новые элементы танцевальных движений: переменный шаг, шаг польки, боковой галоп, ковырялочка, присядка с выставлением поочередно ног на пятку и др. (танцы и пляски: "Полька", муз. Т.Ломовой; "Веселые дети", лит. нар. мел. в обр. Т.Ломовой; танец с бубнами "Неаполитанская песенка", муз. П.Чайковского; танец дружбы "Веселые тройки", муз. Н.Александровой; танец мальчиков "Чеботуха", рус. нар. мел. (обр. В.Золотарева); "Матрешки", муз. Ю.Слонова; танец парами "Шастак", бел. нар. мел. (апрац. Д.Камiнскага); "Трасуха", муз. А.Пыталева, сл. М.Чарняўскага; танец с куклами "Кукляндия", муз. П.Овсянникова, сл. М.Пляцковского; белорусская пляска "Весялуха" и др.);
  • водить хоровод ("Лянок", "Пасеялi дзеўкi лён", бел. нар. песнi (апрац. А.Рашчынскага); "Осенний хоровод", муз. и сл. С.Галкиной; "Карагод агароднiны", муз. А.Рэмiзоўскай, сл. Э.Агняцвет; "Навагоднi карагод", муз. I.Лучанка, сл. В.Лучанок; "Новогодний перепляс", "Музыканты заиграли", муз. А.Константиновой, сл. Я.Жабко; "Как на тоненький ледок", рус. нар. мел. и др.);
  • играть в музыкальные игры ("Жмурки со звоночками", муз. Т.Вилькорейской; "Каравай", муз. М.Красева; "Ежик и мыши", укр. нар. мел. в обр. М.Красева; "Зайцы и лиса", муз. А.Майкапара; "Ищи", рус. нар. мел. в обр. Т.Ломовой; бел. фольклорные игры: "Жабка", "Журавель", "Грушка" и др.);
  • перевоплощаться в художественный образ с помощью танцевальных движений ("Танец лягушки", муз. В.Витлина; "Вальс кошки", муз. В.Золотарева; "Котик и козлик", муз. Е.Тиличеевой и др.) и образно-пластических действий (сюжетные музыкальные игры: "Башмаки", "Балерины", "Клоуны", "Важный лев" и др.).
  • играть дидактические музыкальные игры: "Воротики", "Передай мяч", "Жмурки", "Змейка", "Музыкальные загадки" и др.
  • играть в сюжетные дидактические игры: "Король и принцесса", "Зязюлька", "Чья фигура лучше?", "Эх, яблочко", "Чей радист лучше?" и др.

Через элементарное музицирование ребенок старшего дошкольного возраста получит представления о: тембрах музыкальных инструментов симфонического оркестра (струнные: скрипка, виолончель; духовые: деревянные (флейта, гобой); медные (труба); ударные: литавры) и народного оркестра (струнные: цимбалы, балалайка; клавишно-язычковые: баян, гармонь; ударные: барабан, бубен, тарелки, треугольник), их выразительных возможностях; способах правильного звукоизвлечения звука и приемах игры на разных музыкальных инструментах.

Для формирования умений можно:

  • использовать упражнения и музыкальные произведения для игры в ритмическом оркестре (ансамбле): Е.Тиличеева. "Гармошка", "Труба", "Качели", "Эхо", "Птицы и птенчики", "Бубен или погремушка", "Марш" и др.; А.Жилинский. "Детская полька"; Г.Левкодимов. "Громкая и тихая музыка"; Р.Рустамов. "Звенящий треугольник" и др.
  • играть в музыкально-дидактические игры: "Два барабана", "Музыкальные инструменты", "Кто поет?", "Угадай инструмент", "Что звучит?" и др.
  • играть в сюжетные дидактические игры: "Передай привет", "Ритм-помощник", "Музыкальный магазинчик", "Найди гнездо!", "Музыкальная арка", "Музычнае спаборнiцтва" и др.
  • играть в сюжетные музыкальные игры: "Шепот", "Истории камней", "Свистящий чайник", "Звенящие ракушки", "Непоседливые блюдца", "Болтливая машинка", "Часы", "Важный телефон", "Разговор кастрюль", "Ложки", "Колокольчики", "Шумовой оркестрик" и др.

Педагог-психолог Смольская А.В.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.